Позавчера в телевизионных новостях увидел, как глава Чеченской республики Ахмат Кадыров презентует багги…
Сегодня мало кто помнит, что и на КАМАЗе были свои багги.
История создания багги в Набережных Челнах началась 11 октября 1974 года, когда в управлении главного конструктора было вывешено объявление об открытии клуба «Багги» под эгидой Добровольного Общества Содействия Армии, Авиации и Флоту (ДОСААФ).
В клуб записались около 30 человек.
Музей КАМАЗа хранит имена первых участников клуба «Багги». Среди них были Владимир Павлович Гамага, Сергей Варламович Екимов, Леонид Михайлович Лапшин.
Первый багги был создан в 1976 году и на чемпионате СССР по спортивному кроссу автомобилей в Рязани он был удостоен приза «За оригинальную конструкцию», а коллектив общественного конструкторского бюро (ОКБ) был награждён Дипломом первой степени.
Позже этот автомобиль совершенствовался и был удостоен приза "За удачную конструкцию" на чемпионате СССР по спортивному автокроссу в Тольятти.
За рулем первых спортивных багги находились Николай Иванов и Владимир Чернухин.
В период с 1976 по 1979 годы камазовские баггисты Сергей Дружинин, Рустам Фаттахов, Владимир Ромашенко, Алексей Анатольевич Шаров, Александр Чащин, Владимир Шпортько, Ильгиз Мустафин, Валентин Николаев, Анатолий Горин и многие другие принимали участие во многих автокроссах и чемпионатах СССР.
В августе 1977 года багги КАМАЗа принял участие в автопробеге Москва-Севастополь, организованном журналом "ТЕХНИКА МОЛОДЕЖИ".
В 1980 году были созданы автомобили 3 серии, которые стали медалистами ВДНХ СССР, но на этих автомобилях камазовцы не сумели занять призовые места в соревнованиях.
В 1982 году появились багги 4 серии и сразу же пришли победы:
-19 июля 1982 года, соревнование «Приз КАМАЗа» - 1 командное место,
-31 июля- 1 августа 1982 года, Чемпионат РСФСР в г. Тольятти – 2 командное и 2 личное (А.А.Шаров)
В фондах Музея КАМАЗа хранится программа Чемпионата РСФСР по багги, который проходил в нашем городе 11-12 июня 1983 года.
А также вымпел «Багги-84» лучшему конструктору-гонщику, подписанный в том числе летчиком космонавтом СССР О. Макаровым.
В 1989 году ведущий инженер НТЦ Е. Рыжиков под руководством А. Горина спроектировал полноприводный багги «КАМАЗ-2909».
Модель была создана под роторно-поршневой двигатель ВАЗ 414 мощностью 190 л.с. Багги «КАМАЗ-2909» успешно показала себя как на внутрисоюзных соревнованиях, так и на кубке Европы.
В Италии Рустам Фаррахов в абсолютном зачете стал шестым, а Сергей Дружинин – седьмым.
Известен еще такой исторический факт.
В начале 80-х годов работники Управления главного конструктора КАМАЗа разработали новый кроссовый автомобиль - багги, который можно было использовать не только в спортивных соревнованиях, но и при ведении боевых действий на пересеченной местности.
Это был своего рода диверсионный автомобиль.
Багги КАМАЗ-2905 могла «нести» на себе трех человек экипажа, пулемет, боезапас и другое оборудование.
При этом она развивала скорость до 200 километров в час, а её подвеска выдерживала прыжки с нескольких метров высоты.
Багги можно было сбрасывать с вертолета!
Но с высоты не более чем с 10 - 15 метров.
Почти все узлы маленького автомобильчика разрабатывались в экспериментальном цехе и имели оригинальную конструкцию.
Но военным она почему-то не приглянулась и багги на вооружение не взяли.