Ставки автокредитов в Татарстане снижаются вслед за ключевой ставкой Центробанка и стабилизацией цен на авторынке. К такому выводу пришли эксперты «Открытие Авто» - блока автобизнеса в банке «Открытие», - оценив выдачу кредитов за май текущего года.
За май, согласно результатам анализа, число выданных банком займов на покупку автомобиля в республике по сравнению с апрелем выросло на 23%, и этот факт эксперты определяют, как постепенное восстановление рынка автокредитования. Количество заявок на кредиты при этом увеличилось на треть, хотя от показателей мая 2021-го года и спрос, и выдача пока серьезно отстают. Так, в прошлом году в последний весенний месяц банк принял в 1,4 раза больше заявок и выдал кредитов на покупку авто в 2,5 раза больше.
«В условиях снижения ставок и стабилизации цен часть покупателей возвращаются к вопросу приобретения авто, в том числе с помощью заемного финансирования, - констатирует пресс-служба «Открытие Авто» в ответ на запрос "Вестей КАМАЗа", - В июне выдачи автокредитов скорее всего продолжат рост на фоне дальнейшего снижения ставок. При этом в ближайшие месяцы сохранится высокий спрос на автомобили с пробегом. Этот сегмент станет драйвером восстановления рынка автокредитования».
Тренд на снижение среднего чека автокредита в краткосрочной перспективе эксперты прослеживают четко, сравнивая его с мартовским: дилеры, у которых машины имеются, охотнее уступают в цене, влияет на ценник и сдвиг рынка в сторону автомобилей с пробегом. Помимо этих факторов динамика стоимости автокредита опирается на более взвешенную лимитную политику банков. Так, средний чек кредита на новую машину в Татарстане в мае составил 1,4 млн рублей, в апреле займ стоил 1,8 млн рублей. Брали покупатели в прошлом месяце по 1-1,5 млн рублей, более чем на 5 лет, с первоначальным взносом 20-30%. Покупали за эти деньги в основном продукцию Lada, Kia и Hyundai.
Говоря об отечественных автомобилях, практически поделивших сегодня рынок с азиатскими марками, можно отметить, что, при наличии у «АвтоВАЗа» еще сотни с лишним модификаций, половину продаж обеспечили 10 моделей. Самой продаваемой в мае стала Vesta Comfort в четырехдверном кузове, которая разошлась тиражом 548 автомобилей, если оперировать общероссийской статистикой. Краткосрочный тренд в данном случае отрицательный – в апреле продаже фиксировались выше на 42%.
Второй по популярности седан Granta Classic, производство которого в упрощенной версии в начале июня было вновь запущено после простоя, за май потерял 26% клиентуры, продавшись в объеме 389 автомобилей. Без ABS и подушек безопасности машина уходит сегодня по цене 700-800 тыс. рублей, очередь за ней выстроилась на пару месяцев вперед, объем производства исчисляется тысячами, а к осени тольяттинский завод планирует возобновить сборку Vesta, Lada Niva Travel и Lada Niva Legend.
Замкнула тройку лидеров от «АвтоВАЗа» Niva Travel Comfort: продано 308 машин, что на 39% меньше, чем в апреле. Выросли же продажи Vesta SW (198 автомобилей, + 26%), хэтчбека Granta Classic (169 ед., +23%) и седана Granta Comfort (154 ед., +8%).
Если же сравнивать майские продажи по годам, то приходится констатировать, что российский рынок новых авто уже почти год не может выйти на положительную динамику. Так, за минувшие пять месяцев 2022-го в России были проданы 318,1 тыс. машин, и это на 52% меньше, чем за тот же период 2021-го. Из них 24,3 тыс. авто были реализованы в мае, динамика к 2021-му: -84%. Отечественные, китайские и корейские марки доходят до автосалонов, но за месяц в нынешних условиях их продается столько, сколько раньше уходило за неделю.
Цены же на автомобили с пробегом, по данным «Открытие Авто», сегодня уже вернулись к февральским. В структуре выданных банком в Татарстане автокредитов 85% приходятся на б/у машины, средний чек кредита составил 782 тыс. рублей, а основная масса клиентских запросов ориентирована на сумму до 500 тыс. рублей, срок кредита 4-5 лет и первоначальный взнос в 20-30%. В марте кредит стоил в среднем 814 тыс. рублей.
В пятерку самых популярных марок подержанных автомобилей, приобретаемых с участием банка, за прошлый месяц в Татарстане вошли Lada, Kia, Hyundai, Ford и Volkswagen.
В заключение стоит оговориться, что кредит – не единственный способ покупки автомобиля в нынешних условиях, деньги у населения пока есть. Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестей КАМАЗа" собственник салонов «Герман Авто» Азамат Джантаев, машины в Челнах в мае продавались по большей части либо за собственные средства, либо по лизинговым схемам. В Набережных Челнах «Герман Авто» выступает официальным дилером марок Haval и Changan, в Казани - Suzuki и Changan, в Азнакаево – Haval, торгуя как новыми, так и подержанными машинами. Джантаев подтверждает, что автомобили к маю подешевели, но продается их, тем не менее, «очень мало».
Фото: lada.ru