Миновало 100 дней, как Антон Сарайкин из шефа камазовских экономистов переквалифицировался в директора департамента качества. Что виднее свежим глазом, что нужно развивать, а от чего отказываться, чтобы довести качество автомобилей КАМАЗ до мирового уровня? Ответы Антона Викторовича на эти и другие вопросы
– в эксклюзивном интервью.
Удивили, но не обескуражили
– масштабность, многофакторность задачи, множество причин и процессов, которые могут повлиять на качество. На «КАМАЗе» я не первый год, работал и на заводе, и в генеральной дирекции, с позиций экономиста, с точки зрения финансового результата научился оценивать все процессы. Применительно к качеству это, прежде всего, потери от брака и неуклонно растущие затраты на гарантийный ремонт и репутационные потери.
Антон Сарайкин: «Добиться снижения затрат можно за счёт превентивных мер – направляя финансирование на предупреждение появления дефектов, а не на их исправление»
Первые шаги
– сделаны именно по этим направлениям. Уже в этом году делаются серьёзные вливания в капремонт оборудования литейного завода, на долю которого приходилось до 90% потерь от брака. Что касается работы над структурой затрат, то очевидно: добиться их снижения в целом можно за счёт превентивных мер, направляя финансирование на предупреждение появления дефектов, а не на их исправление. Пока у нас всё с точностью до наоборот. Серьёзная задача – оптимизация и систематизация рекламационного процесса, чтобы в автоматизированном режиме можно было отслеживать не только регистрацию рекламации, но и её исследование, причины появления данного дефекта и реализацию мероприятий по устранению.
Переход к выпуску автомобилей поколения К5 компромиссы в области качества исключает в принципе
Деньгами и добрым словом
– мотивировать и стимулировать за качество стремимся как рабочих, так и руководителей. Делать дефектную продукцию станет невыгодно. С этого года для рабочих минимальный размер доли премии за качество составит 50% – раньше она размывалась в составе прочих показателей. Кстати, одно из личных впечатлений-огорчений: многие люди, увы, привыкли, что в угоду объёмам, штукам, можно нарушать техпроцесс и выпускать некачественную продукцию. Тем самым дискредитируется принцип 3НЕ: каждый на своём техническом переделе не производи брак, не передавай, не принимай. Со второго квартала нововведение – 25% премии каждого руководителя, включая членов Правления, зависит от показателей качества, а они будут измеряться с учётом удовлетворённости клиента. Вместе со службой персонала мы прекратили некоторые – бытовавшие десятилетиями! – практики, чтобы исключить секвестирование премии за качество при дефиците фонда заработной платы.
Уже меняется
– система контроля качества. До сих пор не было программы подготовки контролёров ОТК, хотя мировая практика ставит на это место самого высококвалифицированного работника, знающего все технологические операции на участке. Силами МЦПК рассчитываем внедрить эту программу: а) для камазовцев, б) распространить её на учебные заведения, колледжи (в прежние времена так было, и это правильно). Рассматривается вопрос повышения статуса контролёров ОТК финишных участков (соответственно, и заработной платы), что подразумевает и изменение требований по квалификации. Пилотная практика мини-бригад на главных конвейерах доказала свою эффективность, дефектность существенно снижалась. Будем развивать и закреплять этот опыт.
Премия за «отлов» дефекта
– она есть, и после того, как люди поняли, что это не тот механизм, когда у одного необходимо премию урезать, чтобы другому добавить, страх выявления дефекта ушёл. Но дело ещё и в нежелании связываться с бумажной волокитой, чтобы оформить факт брака. Путь один: совершенствовать процедуры регистрации брака и обоснования факта выявления.
Стратегия качества
– впервые на «КАМАЗе» принятая в канун нынешнего года, родилась после кропотливой полуторагодовой работы с приглашением экспертов «Роланд Бергер». Хотя у нас ежегодно издаётся приказ № 1 по качеству, велась работа по совершенствованию процессов, столь обширной программы ещё не было. Главное, что в Стратегии совершенствования качества мы исходим из понятия качества «глазами потребителя». Она распространяется и на многие области – инжиниринг, закупки, производство, сервис. Например, большой блок отведён вопросам обеспеченности запчастями, увеличения скорости диагностики, качества обслуживания и пр. Поэтому все цели Стратегии измеряются KPI не внутренними, а внешними, в основе которых – удовлетворённость клиента. Их четыре: удовлетворённость автомобилем КАМАЗ в момент покупки; удовлетворённость сервисом (два этих показателя планируется довести до 92-95%); количество рекламаций по итогам трёх месяцев эксплуатации автомобиля; количество рекламаций по истечении двух лет эксплуатации. Снизить уровень рекламаций по двум последним пунктам, соответственно, планируется на 30 и на 60% .
Другая модель
– не ценой, а качественными характеристиками приходится завоёвывать потребителя. Как и рынок, он поменялся и заставляет меняться нас. КАМАЗ конкурирует уже не в бюджетном секторе, а выходит на уровень «большой семёрки». Для всех нас, подчеркну особо, это означает одно: если мы по-прежнему будем допускать компромиссы в области качества, то конкурировать не сможем. Надо ли расшифровывать, что для всех нас это зарплата, соцгарантии и вся наша жизнь?
Зачем какие-то «фишки»
– когда есть техпроцесс? Часто в погоне за новыми техниками мы уходим от простых вещей, которые нужно делать всегда: следить за оборудованием, за моментами затяжек, мыть детали, выполнять измерительные операции… Просто точно соблюдать техпроцесс! Это что – фишка? То же можно сказать и в отношении Системы менеджмента качества: не отступаем от принципов – имеем качественный продукт, в противном случае сами же дискредитируем свою СМК. Мы провели тотальный аудит всех заводских моек, и… Где-то детали не моются вообще, где-то оборудование не обеспечивает должной температуры, давления, концентрации растворов. Лучше всех ситуация на ЗЗЧиК. Мы затеяли глобальную работу. При всём том, что перед нами задача перехода к цифровому производству, Индустрии 4.0, такие простые вещи никто не отменял, и без соблюдения этих правил мы никуда не сдвинемся!
Аудит моек на автомобильном заводе заставляет задуматься: если после промывки на деталях остаются стружка, масло, остатки моющего раствора, можно ли считать их чистыми?