– Андрей Викторович, какого инструментария требует сегодня успешная реализация камазовских проектов?
– Сейчас для выпуска продукции необходимо применять 180 тысяч индексов – от высокотехнологичных образцов фрез до молотков и пил. Ремонтно-инструментальный завод не только обеспечивает ими, но и контролирует оборот инструмента, ремонтирует и восстанавливает его, изготовляет оснастку и запчасти для оборудования.
– Прошлый год стал испытанием на прочность для всех заводов. Как справился с новыми вызовами коллектив РИЗа?
– После введения санкций из 178 компаний-производителей инструмента 94 прекратили поставки на «КАМАЗ». Необходимо было оперативно заместить 7690 индексов. В течение прошлого года вместе с центром непроизводственных закупок мы активно искали варианты замены, испытывали качество каждого образца. Часть номенклатуры пришлось взять на себя коллективу РИЗа, загрузка была колоссальной. К работе подключились технологи завода, и нам удалось обеспечить инструментом все производство - а, следовательно, и бесперебойную работу главного сборочного конвейера.
– Насколько полезным оказался опыт импортозамещения?
–На РИЗе уже с 2018 года были спроектированы 573 аналога импортного инструмента. Почти 400 из них были изготовлены в формате опытных партий для испытаний, и свыше 65% испытанных образцов были введены в производство сразу, замещая импортные варианты. Остальная часть инструмента ждет, пока мы найдем, как увеличить его стойкость и снизить себестоимость. Процесс это небыстрый, но крайне актуальный, к тому же себестоимость нашего инструмента в три раза ниже импортного. Для дальнейшей успешной работы нужно оснастить производство высокотехнологичным шлифовальным оборудованием и добрать специалистов, мы их ищем.
– Как модернизируется РИЗ?
– Завод долгое время оставался в стороне от общекамазовской цифровизации, потому что большинство проектов заточено на массовое производство, а у нас – единичное и мелкосерийное. Сейчас, когда особенно важны четкое планирование и контроль исполнения заказов, на РИЗе будет внедрено сразу несколько IT-проектов: «Автоматизация расчета оборотного фонда», «Реорганизация системы планирования» и «Автоматизация системы управления производством». Последний – самый крупный, он позволит отслеживать весь процесс изготовления инструмента и оснастки от открытия заказа до передачи продукта потребителю. Ручная проработка заказов, а также обеспечение материалами и комплектующими не учитывают многие факторы влияния, а итоговый результат зависит от исполнителей - от их опыта и профессионализма. Наш персонал имеет высокую квалификацию, но, когда потребность в нашей продукции растет, возникает нужда в новых подходах и решениях. Новая система управления производством должна быть внедрена в течение полутора лет, так что наш коллектив стоит на пороге больших перемен.
– Какие специалисты нужны РИЗу сегодня?
– Средний возраст наших работников – 48 лет. Это профессионалы с уникальными компетенциями, но заводу очень нужны станочники широкого профиля. Таких рабочих на рынке труда найти крайне сложно, и мы решили принимать выпускников колледжей и молодых людей без спецобразования и опыта работы. После курса обучения в МЦПК практика организуется на рабочем месте, каждого новичка опекает наставник. При таком погружении уже через месяц понятно, сможет ли молодой человек работать с металлом, а расширить компетенции в дальнейшем возможность будет у всех.
Летопись РИЗа
1970 год – вынут первый ковш земли на стройплощадке ремонтно-инструментального производства (первоначальное название). Управляющим производством назначен Георгий Михайлович Чернов.
1972 – создано самое крупное заводское подразделение – энергоремонтный цех.
1973 – бригадой Анатолия Акиньшина смонтирован первый токарно-винторезный станок. С этого события начался массовый монтаж, пуск и наладка оборудования.
1973 – ремонтно-инструментальное производство переименовано в ремонтно-инструментальный завод (РИЗ).
1974 – Госкомиссией подписан акт приёмки в эксплуатацию первой очереди завода.
1977 – ризовец Мударис Абдуллович Исламгалеев первым из рабочих «КАМАЗа» удостоен звания Героя Соцтруда.
1986 – РИЗ разделён на два завода – инструментальный и станкостроительный.
1995 – предприятие приступило к производству водяных насосов.
1996 – инструментальный и станкостроительный заводы объединены в предприятие «КАМАЗинструментспецмаш».
1998 – налажено производство специализированной автотехники: пожарных автомобилей, коммунальной техники, бензовозов на базе шасси КАМАЗ.
2000 – «КИСМ» первым среди заводов «КАМАЗа» сертифицировал свою систему качества на соответствие международным стандартам ИСО-9001 и 9002.
2009 – завод переезжает на площадь автопроизводства.
2011 – в результате структурных изменений заводу возвращено его прежнее название – РИЗ.
2013 – запущена в эксплуатацию комплексная линия по нанесению износостойких покрытий Eifeler.
2016 – в рамках программы импортозамещения освоен выпуск нового инструмента по технологии скайвинга.
2021 – на заводе внедрены методы измерения по 3D-моделям.
– Какая роль отводится РИЗу в семилетней стратегии "КАМАЗа"?
– Доля собственного инструмента должна вырасти до 50%. В перспективе увеличится и доля высокоточного оборудования, будут осваиваться новые компетенции. При повышении плана выпуска большегрузов не обойтись без оптимизации технологий изготовления инструмента.
– Андрей Викторович, что значит юбилей завода и его празднование лично для вас?
– Я буду рад встретиться с прежними директорами РИЗа. Со многими из них – инструментальщиками золотого фонда «КАМАЗа», - я знаком лично. Изучая историю коллектива по архивным материалам, я узнал много нового и поучительного, и благодарен всем, кто строил РИЗ, устанавливал станки, осваивал технологии. От души желаю каждому здоровья, счастья и достатка!
В преддверии своего 50-летия РИЗ изготовил 1,3 тыс. памятных значков и буклетов. Они будут вручены всем участникам праздничного мероприятия, которое состоится завтра в ДК «КАМАЗ». На юбилей приглашены почетные гости: бывшие директора завода, руководители подразделений и организаций «КАМАЗа», ветераны, руководители компаний-поставщиков.
Текст: Татьяна Белоножкина
Фото: Виталий Зудин