Это сегодня будущее КАМАЗа связывают с поколением грузовых автомобилей К5, беспилотником, электробусом и водоробусом. А 30 лет назад КАМАЗ всерьёз принимался за изготовление тракторов для сельского хозяйства.
Сегодня, на основе материалов, хранящихся в фондах Музея КАМАЗа, расскажу немного о «тракторе XXI века». Так в начале 1990-х называли трактор К-20. О нём вы можете прочитать и другие интернет-публикации. Но я повторять их не буду – покажу лишь те материалы, которые есть у нас.
Трактор К-20 на фоне здания Научно-технического центра (НТЦ) КАМАЗа.
Первые опытные образцы малогабаритных универсальных тракторов К-20 создавались общими усилиями инженеров и конструкторов Кировского завода (Санкт-Петербург) и КАМАЗа. К-20 должен был стать символом интеграции разных предприятий и стран. Судите сами. Планировалось, что трансмиссию и рулевое управление будут делать на питерском заводе, мосты - на КАМАЗе, двигатели должна были поставлять АВТОВАЗ и английская компания ПЕРКИНС (рассматривалась в качестве партнёра в 1993 году), а раму, платформу и кабину каждое из перечисленных предприятий должно было делать само. Как, впрочем, и вести сборку каждый на своем участке. Отсюда и разный дизайн тракторов К-20, фотографии которых вы легко найдёте при запросе в поисковых системах
Ничего не могу сказать про судьбу трактора, собираемого на Кировском заводе. А вот идея собирать малогабаритные трактора на КАМАЗе принадлежит Душину Александру Кузьмичу – заместителю технического директора КАМАЗа (1988-1993)
Вот как о начале производства тракторов на КАМАЗе было написано в газете «Рабочий КАМАЗа» от 21 декабря 1990 года.
16 мая 1991 года вышел приказ генерального директора КАМАЗа №209 «Об изготовлении опытной партии малогабаритных тракторов К-20…» Согласно этому приказу «в целях обеспечения техникой и оборудованием крестьянских (фермерских) хозяйств, арендных предприятий, садово-огородных кооперативов и других хозяйств» было решено произвести к 1 января 1992 года 100 тракторов К-20 с дизельным двигателем ВАЗ-3413, мощностью 30-35 л.с.
На фоне упадка производственных площадей тракторостроительных предприятий на селе в то время почти не стало колёсных тракторов средней и малой мощности, таких как МТЗ-60, МТЗ-82, Т-25 и Т-40. В соседней Елабуге был свёрнут проект КАМТЗ
КАМАЗ, благодаря действиям своего генерального директора Беха Николая Ивановича, по примеру ФОРДА и МЕРСЕДЕСА готов был стать многоотраслевой фирмой. Была создана фирма «КАМАЗ-КАМТРАК».
Известно, что первые три опытных образца тракторов К-20 проходили испытания в разных условиях. Первый трактор, собранный бригадой Александра Гудошникова, работал в Краснодарском крае, второй был отдан казанскому инженеру-конструктору Борису Козыреву, а третий был оставлен в Набережных Челнах.
Трактор предназначался для возделывания и уборки сельхозкультур, а также мог быть использован в животноводстве. Небольшой по размерам трактор отличался высокой маневренностью. Радиус его поворота составлял всего 2,8 метра. Он мог двигаться практически вбок и подойти вплотную, как краб, к любой стене. Для него было запроектировано 74 (!) наименований навесного оборудования – практически для всех видов сельскохозяйственных, коммунально-бытовых, строительных и дорожных работ.
Внизу статья из газеты «Рабочий КАМАЗа» от 25 июня 1991 года.
Внизу интервью с Гоголевым Николаем Алексеевичем - директором ООО «КАМАЗ-КАМТРАК», опубликованное в газете «Рабочий КАМАЗа» от 22 ноября 1991 года.
15 января 1992 года вышло постановление Правительства РФ №64 «О создании мощностей по выпуску тракторов К-20 и набора машин и орудий к нему». КАМАЗ «откликнулся» на этот документ приказом генерального директора от 28 апреля 1992 года №145 «Об изготовлении промышленной партии и создании мощностей трактора К-20».
Весь 1992 год проходили испытания тракторов. Мне известно, что в 1992 году 10 малогабаритных камазовских тракторов приобрёл совхоз «Весенний». Сделанные по спецзаказу – без кабин, они предназначались для работы в закрытых теплицах совхоза.
На фотографии другой трактор, но теплица совхоза «Весенний».
Внизу презентация К-20 на страницах газеты «Рабочий КАМАЗа» от 2 апреля 1992 года.
КАМАЗ связывал большие надежды с этим трактором. В 1991 году К-20 показывали в Санкт-Петербурге Ельцину Б.Н. – президенту РФ… А потом, в апреле 1993 года, на заводе двигателей случился пожар. О том, как шли дела с камазовским трактором после пожара рассказывает Дербенев Ю.П. – заместитель директора автомобильного завода газете «Вести КАМАЗа» от 5 августа 1993 года.
У КАМАЗа после пожара на заводе двигателей не было средств на покупку комплектующих со стороны. Без государственной поддержки и отсутствия финансирования проект КАМАЗ-КАМТРАК был свёрнут.
На очереди был проект КТ-240. Но об этом в другой раз.
Фото: музей КАМАЗа
Работал я там.Хорошая была затея.Жаль что не получилось.
Ответить (0)