После визита в Набережные Челны нового министра внутренних дел РТ полиция автограда организовала «профилактическую» пресс-конференцию со статистикой дистанционных преступлений. Из рассказа подполковника Натальи Башаровой следует, что методы обмана продолжают совершенствоваться: теперь мошенники научились привлекать к своим преступлениям самих жертв, а фокус их интересов сместился от переводов к взлому аккаунтов с личной информацией.
ТРЕТЬ ВСЕХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ – ЭТО ОНЛАЙН-МОШЕННИЧЕСТВА
Если год назад телефонные мошенники рассчитывали в первую очередь на банальные переводы денег от доверчивых граждан, то в этом году в среде аферистов резко вырос запрос на доступ к личным аккаунтам на сайтах ведомств, в соцсетях и мессенджерах. Аналитический срез по количеству дистанционных преступлений, способам их совершения и ущербу от них предложила сегодня в рамках пресс-конференции подполковник юстиции, начальник отделения следственного управления УМВД России по Набережным Челнам Наталья Башарова.
«Хотя количество преступлений за первый квартал текущего года почти такое же, как и за аналогичный период прошлого года, в этом году наблюдается существенный рост фактов неправомерного доступа к компьютерной информации, - сообщила Башарова, имея в виду только кражи и мошенничества с использованием телефона и компьютера. - Таких фактов в этом году уже больше трехсот. Для сравнения: за весь 2023 год таких преступлений насчитывалось 170. Если говорить об ущербе, то в этом году он превышает сумму 180 миллионов рублей».
В целом доля преступлений с использованием телекоммуникационных технологий почти достигает 30% от всех преступлений, совершаемых в Набережных Челнах – они самые распространенные. Только за первый квартал местная полиция зарегистрировала порядка 160 краж и почти 500 мошенничеств в этой сфере. Чуть больше им подвержены женщины – они составляют 52% аудитории потерпевших. Средний возраст жертв постепенно смещается к предпенсионному: если прежде больше прочих от мошенников страдали люди до 49 лет, то сейчас – старше 50-ти, таковых насчитывается 36% от всех обманутых. Граждане от 30 до 50 лет формируют 35% потерпевших, еще моложе – чуть больше 20%. По критерию экономической активности страдают больше работающие челнинцы – таковых 40%, пенсионеров набирается свыше 25% и безработных – порядка 16%.
Чаще всего, как отметила Башарова, мошенники использует IP-телефонию, таких звонков насчитывается свыше 45%. К настоящему времени популярным стало использование виртуальных номеров – то есть взятых в аренду (свыше 34%). Сотовой связью пользуются 23% преступников.
ОБМАНУТЫЕ БАБУШКИ ТОЖЕ СТАНОВЯТСЯ КУРЬЕРАМИ
Рассказывая о наиболее распространенных способах обмана, Башарова отметила, что звонок от «сотрудника банка или правоохранительных органов» остается самым популярным. В таких случаях, напомним, незнакомые люди убеждают своих собеседников в том, что некто пытается завладеть их деньгами или оформить кредит на жертву. Спикер подчеркнула в целом известный факт: никакие сотрудники – ни банковские, ни полицейские, - никогда не станут звонить по таким поводам и тем более привлекать граждан к каким-то секретным оперативным мероприятиям. В случае подобного обращения представитель УМВД рекомендует просто прервать разговор. Если же остаются сомнения в том, мошенник звонит или реальное должностное лицо – всегда можно позвонить в дежурную часть и уточнить, работает ли такой сотрудник.
«Стали фиксироваться факты, когда мошенники под предлогом сохранения денег привлекают так называемых «курьеров», которые якобы возьмут ваши средства, чтобы внести их на безопасный счет, - описала Башарова еще один ныне популярный вид «разводки». - В текущем году фиксировались также факты, когда в качестве курьера привлекалась потерпевшая сторона. Женщину престарелого возраста убедили сначала в том, что ей нужно сохранить свои деньги и перевести их, а также в том, что она должна помочь другим таким же нуждающимся. Она приходила на встречи, получала деньги, переводила их мошенникам, полагая, что помогает людям».
Отметила спикер и сравнительно недавнее обновление «мошеннической методички»: все чаще горожане стали получать сообщения от своих «руководителей», которые предупреждают о звонке «полицейского», инструкциям которого следует подчиниться. Реакцией на такое странное поручение должен быть самостоятельный звонок начальству с объяснением ситуации.
«Стали также популярны звонки от мошенников под предлогом продления действия сим-карты. Якобы срок действия заканчивается и нужно продлить договор – для этого необходимо сообщить код из СМС. Через этот код мошенники стремятся получить доступ к личному кабинету жертвы – например, на Госуслугах. Еще раз напомню, что в 99% случаев мошенничеств и краж все начинается со звонка потерпевшему. Чтобы предотвратить хищение, нужно просто прекратить разговор, не сообщая ничего. Нужно вчитываться, откуда приходит СМС. При смене абонентского номера необходимо непременно отключить его от всех мобильных банков, онлайн-магазинов, от личных кабинетов – только так можно себя обезопасить», - в заключение посоветовала Башарова.
Фото: nabchelny.ru, kpravda.ru, smi24.net
А ещё говорят бедные люди, маленькие зарплаты... а вот отдать пару сотен тысяч не понятно кому, можете, в легкую. Парадокс....
Ответить (0)Такое чувство, что пока потерпевших не начнут наказывать, они так и будут помогать мошенникам. Страх наказания может им помочь не поддаться на уговоры?
Ответить (1)Ну и как вы себе это представляете??? Я диву даюсь над вашими рассуждениями, честное слово...
Нет предела тупости потерпевших. И жизнь их не чему не учит.
Ответить (0)а может просто стоит вылавливать и наказывать таких преступников. что современные технологии не позволяют этого?
Ответить (2)Нет, не позволяют технологии и закон не на вашей стороне... далеки вы от жизни.
Ну вылови преступников, которые сидят где-нибудь во Львове, если престарелые миллионерши сами добровольно переводят свои миллионы этим преступникам