Здравствуйте, коллеги!
На прошедшем собрании книжного клуба обсуждалась книга Гектора Макдональда "Правда. Как политики, корпорации и медиа формируют нашу реальность, выставляя факты в нужном свете".
Дайджест этого обсуждения приводим в этой заметке.
Автор книги - эксперт в области коммерческого сторителлинга, специалист по стратегическим коммуникациям, им написано также четыре романа. В рецензии на Amazon.com Адам Грант (тоже известный автор) утверждает, что "в то время, когда истина подвергается нападкам, Гектор Макдональд в этой книге защищает ее, предлагая ясные, убедительные рекомендации для того, чтобы стать более аккуратным потребителем и производителем информации."
И сам автор в предисловии пишет, что "эта книга адресована всем, кто хочет избегать лжи, но понимает, что правды можно выбирать." Действительно, у каждой рассказанной истории всегда множество сторон, из одних и тех же фактов обычно можно вывести более одной правды. Нередко существует несколько безусловно правомерных —возможно, даже равно правомерных —способов описать человека, событие, предмет или политику. Автор называет такеи способы конкурентными правдами. "Можно выбирать те правды, что побудят к действию, а можно намеренно использовать те, что введут в заблуждение. Правда принимает разные формы, и коммуникаторы используют это, чтобы рисовать нужную им картину действительности."
Коммуникаторы - люди использующие конкурентные правды в своих целях. Они делятся на 3 основных типа. 1) Активисты - выбирают правды, создающие в целом верный образ реальности, чтобы достичь конструктивной цели. 2) Дезинформаторы распространяют правды, не сознавая, что те искажают реальность. 3) Манипуляторы сознательно отбирают правды для создания такого образа реальности, который, как им известно, не соответствует настоящему положению дел. Однако любой коммуникатор преследует основную цель - подготовить почву для того, чтобы у вас сформировались нужные ему воззрения на ранее неизвестный предмет (это достаточно легко) или воздействовать на уже сформировавшиеся ваши воззрения, чтобы направить их в нужную коммуникатору сторону (это гораздо труднее). Воззрения - это набор убеждений, идей и мнений, которых мы придерживаемся о себе и окружающем мире, они определяют, как мы будем думать о тех или иных вещах и как поступать в тех или иных случаях. Воззрения формируют предвзятость - мы более склонны воспринимать те новые правды, которые согласуются с нашими воззрениями, и сопротивляемся тем, что колеблют наши взгляды.
В книге под правдами понимаются не только правды-факты, но и убеждения, уверения, суждения и предсказания, которые мы принимаем за истину, считая, что никто не может доказать их ложность. Люди все время делают такие нефактические правдоподобные утверждения.
Все правды можно разделить на 4 категории: 1) полуправды, 2) субъективные правды, 3) искусственные правды, 4) неизвестные правды.
Многие из наших утверждений, хотя и истинны, не передают правды целиком. Полуправды возникают тогда, когда предметы и ситуации, с которыми нам приходится сталкиваться, слишком сложны, чтобы их можно было описать целиком. Нам приходится общаться полуправдами, чтобы представить более или менее цельную картину запутанного явления. И без полуправд немыслима сама природа нашего общения. Полуправды, объясняемые сложностью, бытуют во множестве разновидностей, основные - это хроника (подбор подходящих событий и достижений из прошлого), контекст (задание рамок и обстоятельств, в которых находится полуправда), цифры (преуменьшение или преувеличиние значения числовых данных в мире, где многие зачастую вообще не понимают, чтóэти числа значат) и истории (по воле эволюции наше общение - это в основном обмен историями, но в этих историях неизбежно не хватает многих важных деталей. изменение/акцентирование компонентов любой истории - процесса перемен, причинно-следственных связей и триггера - может наталкивать на другие выводы.)
Субъективные правды - это мораль (подверженная эволюции и различная в разных сообществах), желательность (многих из нас куда сильнее мотивирует желание или нежелание чего либо), финансовая ценность (субъективная оценка предмета). Признать какую-то вещь благом, счесть привлекательной или финансово выгодной —значит высказать субъективную правду. А если она субъективна, может и поменяться.
Искусственные правды: это продукты человеческой деятельности, следовательно, их также можно изменить. Слова будут значить, что мы захотим, если давать им удобные для нас определения. Точно так же имена, которые мы даем товарам, событиям и политике, могут предопределить их успех или провал. Коммуникаторы, которые дают новые названия и определения, отвечающие их целям, в сущности, изобретают новые правды. Люди хорошо умеют изобретать такие абстрактные сущности, как валюты, компании, политические институты, бренды и т.п. - т.е. социальные конструкты, которые есть правды, которые легко изменить.
Неизвестные правды: Принимая решения о вложении денег, вступлении в брак, выборе образования и по многим другим житейским вопросам, мы действуем согласно прогнозам, которые кажутся нам наиболее убедительными. Разные прогнозы могут довольно существенно расходиться, и все люди ориентируются на свои образы будущего. Пока время не покажет, кто был прав, эти образы остаются конкурентными правдами. А о религиозных верованиях и идеологических убеждениях настоящей правды вообще не узнать, но они все равно сильно мотивируют миллионы людей. Пока не доказана их ложность, многие из нас будут считать верования разновидностью правды.
Такова теория. Конкурентные правды встречаются практически в любой сфере человеческой деятельности. Формирование реальности с помощью конкурентных правд нередко дезориентирует и запутывает, раздражает и утомляет, воодушевляет и просвещает.
Хотите научиться распознавать, ответственно применять и, если нужно, противостоять им - прочтите эту книгу. Или следите за обновлениями в нашем блоге. (Ведь об анонсированных 23 способах выставить нелицеприятные факты в выгодном свете пока не было сказано ни слова :)
В следующей заметке мы расскажем о практических рекомендациях, которые можно почерпнуть из книги, т.к. не хотелось эту заметку превращать в longread. (У большинства из нас уже сформировалось «клиповое» мышление – что-то быстро ухватить и переключиться на что-то другое. Впрочем, это утверждение – тоже одна из конкурентных правд. ;)
Приходите к нам в Книжный клуб, если хотите узнавать что-то новое и полезное. Как всегда, мы собираемся в РИПТиБ, по «рабочим» средам (т.е. когда работает КАМАЗ), с 17.30 до 19.00, в каб. 209.