Эксклюзивное предновогоднее интервью генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин впервые дал «Вестям КАМАЗа» на новой площадке – на территории строящегося завода каркасов кабин, где практически завершён монтаж оборудования. Это определило тематику беседы. При всех плюсах и минусах такого непростого для нас уходящего года, «КАМАЗ» на пороге своего юбилея устремлён в будущее.
– Главным событием следующего года и вопросом номер один для нас станет автомобиль К5. Задачи очень сложные, пока автомобили проходят испытания. Практически мы готовы к производству, есть некоторые сложности с поставщиками, но, уверен, первую партию сумеем выпустить, и предложить нашим потребителям самую современную технику. Тем самым мы обеспечиваем наше будущее на ближайшие 15 лет (если ориентироваться на темпы сегодняшнего дня). Были сложности, не зависящие от нашей компании – в виде санкционного влияния, связанные с расчётами. Но есть уверенность, что в новом году успехи будут лучше.
– Тренд на рынке меняется в сторону более сложной, но более эффективной техники, в России растёт именно премиум-сегмент. Значит, потребитель уже к нему готов. Если бы года два-три назад мы не приняли важных решений по разработкам (проделан невероятный объём работ со стороны НТЦ) и не начали переход от К4, в ближайшие пять лет компания вообще потеряла бы себя. Резкая смена модельного ряда редко проходит безболезненно. Но мы успели сесть в этот поезд – и продолжаем движение.
– Среди очевидных проблем, вызывающих озабоченность, – снижение инвестиционной активности. В стране закончились такие крупные проекты, как крымский мост, строительство футбольных стадионов к ЧМ – стройки, которые были драйверами, строительный сектор тянул за собой и автомобилестроение, и производство материалов. Сейчас расчёт – на те 12 направлений развития экономики нашей страны, обозначенные Президентом РФ. В частности, такая тема, как безопасные автомобили на дорогах – и, соответственно, масштабная модернизация дорог нашей страны. Никто не может сказать, что они нас устраивают, надо строить и строить, это задача на десятилетия. Доля перевозок автотранспортом растёт, и нам нужно иметь в виду: транспортные компании, которые занимаются перевозкой грузов – высокотехнологичные, с современными подходами, с внедрением цифровизации в плане совершенствования управления парками.
Соответственно, предъявляющие повышенные требования и к нам. Во время встреч они дают немало информации для размышления мне как руководителю, конструкторам, которые понимают: если пробег в год составляет 200-300 тыс. км, то и ресурс автомобиля в 1 млн километров – это уже не какое-то чудо. За три-пять лет он вырабатывает свой ресурс, клиент начинает думать о приобретении нового. Такой подход – постоянно возобновляться – залог нашего успеха, и мы научились реагировать на всё это.
– 2018-й запомнится и нашим дебютом крупной партии электробусов для Москвы. Сейчас на маршрутах столицы уже больше 30 единиц этого «чистого транспорта» перевозят пассажиров, до конца года мы должны довести поставки до 50. Это сложный продукт – Москва задала достаточно высокую планку по комплектации. При всём том, что конструкторы неплохо по этой части поработали, ещё предстоит совершенствовать наш новый продукт по электронике. Но самое главное для нас – это первый опыт работы по контракту жизненного цикла.
Мосгортранс покупает у нас коэффициент технической готовности – то есть мы должны обеспечить выход электробусов на линию, иначе всё понятно и просто: штрафные санкции. Я очень доволен, что это произошло: для нас комплексная продажа услуги – хорошая школа, скоро мы придём к этому и по грузовым автомобилям. Наверное, не обойдётся, чтобы не набить шишек, но что научимся – это сто процентов. Кстати, наша лизинговая компания сейчас прорабатывает вопрос оперативного лизинга.
Тендер на поставку в Москву 100 электробусов выигран, половина из них – контракт 2018 года. И в эти дни сборка продолжается
– Чистый транспорт – это ещё и газовая тематика, декларация о заинтересованности со стороны федерального правительства остаётся в силе, и для нас решение экологических проблем с газомоторным топливом связано больше, чем с каким-либо другим видом. Более 1400 автомобилей выпустили мы в нынешнем году – серийность растёт, появляется опыт, объёмы диктует экономическая целесообразность. Продолжаем заниматься в этом направлении разработками и по двигателю. Уверен, ресурс развития газовой тематики в стране есть.
– Приобретение ОАТ «КАМАЗом» первоначально было вынужденным, таково было пожелание наших основных акционеров, озабоченных сложным финансовым положением на предприятиях группы. Но – мы получили новые площадки, технологии, людей – и планы по их развитию соответствуют курсу России на усиление роли производителей автокомпонентов. В стабильных поставках и качественных процессах заинтересованы и «КАМАЗ», и ВАЗ, и на конференции, посвященной итогам Производственной системы «КАМАЗ», я сегодня с интересом слушал представителей группы ОАТ. Они уже вписываются в камазовский формат и стремятся к развитию. Это не может не радовать.
Грузовики с интеллектом – сегодняшний тренд
– В наступающем году мы не ждём роста рынка, наверняка будет присутствовать такая вещь, как отложенный спрос. Завершая крупные контракты с нашими корпоративными клиентами, мы не прекращаем работу в этом направлении: список определён, думаю, удастся сформировать портфель заказов. Интересной была встреча с «Почтой России», внимание к нашей технике проявляют компании, занятые в сфере утилизации мусора. Но клиент даёт понять: старая техника сегодня уже не интересна. Самым сложным месяцем традиционно обещает быть январь. Хорошо, что вступаем в новый год не с большим складом.
– О многом, с чем «КАМАЗ» вступает в свой юбилейный, 50-й год, мы не могли мечтать ещё и пять лет назад. Думаю, к 50-летию мы точно запустим и этот новый завод, и наши новые моторы, и выпустим автомобили К5. У нашей компании есть будущее и люди, способные производить такую технику. Но с этой датой связаны наши планы и надежды получить толчок в развитии социальной сферы: превратить Челны из города для работы в город для жизни. Именно эта тема – лейтмотив просьбы о развитии города, с которой с нашей подачи в преддверии 50-летия «КАМАЗа» обратились к Президенту РФ Рустам Нургалиевич Минниханов, Президент РТ, и Сергей Викторович Чемезов, председатель СД «КАМАЗа», глава «Ростеха». Президент поддержал, начинаем отрабатывать, думаю, и у нашего мэра, Наиля Гамбаровича Магдеева, появятся серьёзные возможности, чтобы изменить структуру нашего города. В первую очередь это – жильё, социальная сфера, спортивные площадки и арены, полноценные театры – русский и татарский. Возможно, получится не всё, но, считаю, наш город заслуживает лучшего отношения к социальной среде. Говорю это не столько как генеральный директор, сколько как житель Челнов со стажем. Всё, что можно представить на федеральном уровне, готов поддержать, уже встречался с первым вице-премьером. Понятно, что работа это не одномоментная к дате «50», она займёт лет пять. Но это возможность увеличить капиталовложения в наш город.
– Численность города растёт, думаю, 600 тысяч населения – цифра реальная. Что меня беспокоит, так это ситуация с молодёжью. За пять лет снизилось число абитуриентов, поступающих в вузы – с высокими баллами ЕГЭ уезжают в Казань, Москву, Питер. Совсем не факт, что они оттуда вернутся, а мы, я считаю, не должны терять ярких личностей. Первый шаг был сделан в плане развития контактов с КФУ – вузом с огромной историей, и то, что мы ожидали, – получили. Теперь задача привлечь на территорию Челнов федеральные университеты с их кафедрами, зарубежных специалистов.
Имея в виду запросы и перспективы «КАМАЗа», мы, как крупная компания, можем решить для себя кадровые проблемы, в том числе и всё, что связано с цифровизацией. Но это напоминает «опыт революции в одной отдельно взятой стране»: нам нужно, чтобы и всё вокруг соответствовало тем требованиям, которые мы предъявляем. Без персонала решить эти проблемы невозможно.
Интеллект, не уезжай! Помнишь, «где родился – там и пригодился»?
– Что для меня точно не проблема, так это снижение доли «КАМАЗа» как градообразующего предприятия: это как раз цель, которую мы перед собой ставили, продвигая такие проекты, как КИП «Мастер», ТОСЭР. Все они преследовали цель нивелировать рыночные колебания. Но в целом городу, конечно, невозможно уйти от зависимости от «КАМАЗа»: он, что называется, обречён быть промышленным центром, а не чем-то другим.
Материал подготовила к публикации Ольга Жигульская. Фото: Виталий Зудин, Антон Литвиненко