В августе не вернулся с работы домой слесарь-ремонтник литейного завода. Трагедией обернулось рядовое событие – восстановление механизма формовочной линии. С результатами расследования познакомились и «Вести КАМАЗа».
Утром 28 августа на рембазу по телетайпу пришёл наряд на ремонт механизма установки опок низа на платформу литейного конвейера автоматической формовочной линии смесеприготовительного оборудования. На месте поломки слесари-ремонтники вместе с исполняющим обязанности мастера решили поднять каретку вертикального подъёма, внимательно осмотреть нижнюю гайку и только после этого определиться с дальнейшими действиями. И.о. мастера по переходному мостику через литейный конвейер отправился на другую сторону линии и подошёл к пульту управления, а один из слесарей остановился у гидроклапанов. Вместе они установили каретку в верхнее положение. Едва она пошла вверх, мужчины услышали крик другого слесаря-ремонтника: «Я посмотрю!» В тот же миг каретка рухнула вниз, на рабочего. Приехавшие врачи-реаниматологи только развели руками: мужчина был мёртв. Расследование установило: несчастье случилось из-за износа обжимной гайки под воздействием нагрузок и вибрации при работе оборудования, именно она не удержала каретку.
Ремонтники, прежде чем приступить к работе, должны были определить причины поломки и позаботиться о мерах безопасности при обследовании линии. Однако даже в технологическом процессе ремонта механизма автоматической формовочной линии не указаны приспособления и инструменты, защитные средства, способы, обеспечивающие безопасное ведение работ в случае неполного поднятия каретки вертикального подъёма. Это нарушение «Правил по охране труда в организациях и предприятиях машиностроения». Слесарь-ремонтник, стараясь побыстрее запустить линию, попытался сам устранить неисправность. А по инструкции по охране труда «в случаях, когда нет специальных приспособлений, и непонятно, как выполнять поручение, работник должен обратиться к руководителю для получения необходимых указаний». Ещё одно нарушение – отсутствие ограждения ремонтной зоны.
За допущенные нарушения по охране труда и на основании представления заместителя прокурора города объявлен выговор руководителю подразделения, исполняющим обязанности начальника цеха и мастера. Все трое будут направлены на внеочередную проверку знаний требований охраны труда.
Предприняты меры и для предотвращения подобных ситуаций. До конца октября должна быть проведена внеплановая идентификация опасностей на рабочем месте слесаря-ремонтника ЦРО-1, в ноябре переработан технологический процесс ремонта механизма автоматической формовочной линии. Перед началом ремонтных работ всегда должно устанавливаться ограждение.
Самое первое уже сделано – проведён внеплановый инструктаж всех рабочих-ремонтников. Обстоятельства несчастного случая ещё не раз будут разбираться на собраниях и совещаниях. А руководителям надо напомнить рабочим, чтобы те, прежде чем браться за дело, думали о своей безопасности.