На днях на кузнечном заводе изготовлена первая опытная партия новой поковки «балка передней оси 6580» (БПО) для перспективных автомобилей КАМАЗ. Со склада поковки отправились на автомобильный завод для последующей механообработки, а далее их путь – в НТЦ: они предназначены для проведения испытаний.
Сообщая «Вестям КАМАЗа» подробности, главный инженер КЗ Гамир Мухаметзянов особо отметил: новый продукт, 14 годных поковок (требовалось всего 10) смогли получить с первого раза.
– Кузнечный завод – участник камазовского проекта «Мосты». Решение освоить на «КАМАЗе» производство мостов, как известно, было принято в рамках программы импортозамещения и с целью увеличения мощностей для передних осей на перспективные автомобили КАМАЗ. Самая проблемная зона передних мостов для автомобилей большой грузоподъёмности – балка передней оси. Но за счёт увеличения в местах большой нагрузки сечения БПО можно достичь увеличения грузоподъёмности. Для этого кузнечный и приступил к освоению новой поковки.
До сего дня на КЗ серийно выпускаются три типа БПО: 5320, 6520 и так называемая автобусная 6252. Однако ни одна из них не превышает предельных 110 кг.
– Новая в нашем прайс-листе поковка уникальна по своим габаритам и массе, – продолжает Гамир Мухаметзянов. – Первым этапом, разумеется, была проработка чертежа на уровне конструкторов и технологов в соответствии с техническими требованиями, согласование его с научно-техническим советом и с НТЦ. Материал использован традиционный – хром-45. Но вес заготовки – 151 кг, это на 25% больше самой тяжёлой на сегодня БПО 6520. Сама новая поковка весит 120,4 кг – по сравнению с обычной серийной БПО 5320 она тяжелее на 30 кг. Поэтому потребовался целый ряд технологических решений при подготовке производства и переделка всех транспортных узлов. Была спроектирована и сама поковка, и оригинальная штамповая оснастка.
Технологический процесс включает в себя такие операции, как вальцовка, штамповка, обрезка облоя, калибровка, термообработка, правка и контроль. Изготовление на автоматической линии предусматривает проектирование деталей автоматики: захватов, цанг, опор тележек. В связи с увеличением диаметра заготовок необходимо было скорректировать также работу нагревательной установки, решить вопросы по транспортировке манипуляторами.
– Получить опытную партию поковок БПО 6580 в кратчайшие сроки позволила слаженная работа команды кузнечного завода, – продолжает Гамир Файзеевич. – Большой вклад в проектирование поковки и штамповой оснастки внёс главный специалист конструкторского отдела инструмента и оснастки Ильсур Харисов. Сложную задачу удалось решить технологам и специалистам штампово-инструментального корпуса. Проявив смекалку, использовав составные части электрода для изготовления вставок предварительного и окончательного переходов методом электроискрового прожига, на имеющихся станках с ЧПУ при большой их загруженности и в условиях жёстких сроков, смогли обеспечить требуемое качество штамповой оснастки.
В случае успешных испытаний и перехода к выпуску серийной продукции балка 6580 станет для кузнечного четвёртой по счёту разновидностью балки передней оси. Выход на серийный выпуск потребует от заводчан освоения ещё четырёх новых поковок – уже не столь габаритных, и кузнецы к этому готовы.
В рамках проекта, заключает главный инженер, подготовлен план работ по модернизации транспортных систем и термоагрегатов. Модернизации требуют нагревательная установка и система контроля. Планируется закупка правочного пресса. В направлении модернизации сегодня думает и активно действует технологическая служба завода.
Освоение новой поковки руководство кузнечного завода расценивает как ещё один перспективный вклад в копилку компетенций. Прогнозируемая потребность «КАМАЗа» в этой продукции – до 18-20 тысяч штук в год.