Главному конструктору Технологического центра по проектированию новых производств Айрату Фасхутдинову нет ещё и 35 лет, а он уже имеет два высших образования, кандидат технических наук, автор шести патентов на полезные модели, одного патента на изобретение и одного свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ, дважды лауреат республиканского конкурса «50 лучших инновационных идей», обладатель титула «Инженер года» - список заслуг далеко не полный.
На днях президент Академии наук РТ Мякзюм Салахов вручил молодому камазовцу новый престижный диплом: он стал лауреатом Государственной премии Республики Татарстан им. В.Е. Алемасова. В зале АН РТ свидетельницей успеха единственного сына стала его мама – Роза Зиятдиновна.
– Айрат Ибрагимович, известно, что премия эта – тоже «молодая», она присуждается с 2015 года (первым из камазовцев её получил тогда Игорь Валеев) молодым учёным в области инженерии на конкурсной основе. В чём особенность нынешнего конкурса?
– Процедура отбора работ стала строже: из 14, прошедших заочную оценку, члены комитета – академики, ректоры и завкафедрами технических вузов – выбрали шесть уже для очного тура. И хотя до меня донеслось, что моя работа на первом туре получила самые высокие баллы, это не было гарантией успеха, и на защите было много вопросов – не каверзных, а профессиональных.
– В чём её научная и практическая ценность?
– Основная моя идея – автоматизированное проектирование прогрессивного режущего инструмента и оснастки для инновационных процессов формообразования деталей. Фактически я представлял оригинальный технологический пакет: саму методику проектирования концевого инструмента – обработку винтовых стружечных канавок инструментом стандартного профиля, программу для ЭВМ по моделированию обработки винтовой стружечной канавки, плюс оснастка – автоматизированное приспособление, позволяющее реализовать заточку заднего угла на сферическом участке, концевой фрезы со сферическим торцем не только на многокоординатном, но даже на обычном заточном станке.
– Получила развитие тема вашей кандидатской диссертации?
– Да, она интересна и для «КАМАЗа», и в целом для России: такие концевые инструменты – свёрла, зенкера, фрезы – широко применяются в машиностроении. Методика позволяет моделировать процесс обработки винтовой стружечной канавки инструментом стандартного профиля, экономить на закупке дополнительного ПО и решает очень важную задачу импортозамещения. Возможно действительно производить инструмент соответствующего качества у себя, а не покупать дорогостоящий за рубежом.
В контексте «КАМАЗа» этот инструмент актуален при изготовлении блока и головки двигателя, картеров, пресс-форм, имеющих сложные поверхности, штампов для кабины – как серийной, так и новой. Моя задача – довести методику до практического применения. Тут ведь дело даже не только в премии – важно воочию видеть то, что ты придумал, работающим, приносящим реальную пользу.
– У вас есть профессиональная мечта?
– Она «где-то рядом» с задачей, поставленной руководством: проектировать наши производства, заводы, ориентируясь уже на новый технологический уклад: цифровизацию, роботизацию, общение оборудования между собой через MES-систему. Первый проект разработан и представлен, это концепция линии по сборке головки двигателя Р6 с элементами Индустрии 4.0, в дальнейшем планируется все детали автомобиля КАМАЗ производить в производстве, соответствующем требованиям Индустрии 4.0. – и тем самым снизить сроки ТПП, повысить производительность, качество нашего автомобиля. Вот когда «КАМАЗ» достигнет такого уровня, наверное, это и можно будет назвать сбывшейся мечтой.
– Как вы смогли угадать своё призвание? Родители помогли?
– Отец работал в своё время на конвейере сборки кабин на АвЗ, мама – педагог. Тягу к технике я испытывал с детства, а когда к нам в 9-ю школу в старших классах пришли преподаватели КамПИ, как-то сразу, услышав про специальность техмаш, понял: мне – туда. И рад, что не ошибся. Считаю важным для себя постоянно развиваться, причём в разных областях, и, если за что-то берусь, стараюсь доводить начатое до конца.
– А если сталкиваетесь с нерешаемыми задачами?
– Значит, надо искать другие пути решения.
– Велика ли госпремия, и как вы собираетесь ею распорядиться?
– Думаю, 75 тысяч нам с женой и сынишкой (у нас с ним скоро день рождения – в один день!) как раз хватит на отпуск у моря.