Учащиеся автомобильного отделения Набережночелнинского института КФУ закончили сборку гоночного автомобиля благодаря камазовскому гранту. На болиде они планируют поучаствовать в студенческих соревнованиях в Москве и в Италии.
Команда «Формула студент» («ФС КФУ») выиграла грант в размере 400 тысяч рублей на конкурсе профориентационных проектов среди образовательных организаций, который ежегодно проводится «КАМАЗом». Победу ребята одержали в 2016 году, а окончательно собрали автомобиль в апреле 2018-го. При этом грант покрыл лишь часть расходов. Общая стоимость проекта на сегодня – 1,1 млн рублей.
Стартовал проект в 2013 году. Идейными вдохновителями стали директор НЧИ КФУ Махмут Ганиев и заведующий на тот момент автомобильным отделением Рифат Хабибуллин. Будущим инженерам и автослесарям предложили собрать команду и построить болид для дальнейшего участия в международных соревнованиях Formula SAE. На конкурсе команды студентов-инженеров со всего мира проектируют, строят, тестируют гоночные машины и соревнуются на них. В первом составе «ФС КФУ» было восемь человек. Команда ежегодно обновляется: кто-то заканчивает вуз и уходит, но появляются новые участники, приносящие и воплощающие свежие идеи.
Основой будущего болида стал мотоцикл Honda Hornet 600: от него взяли двигатель (рабочий объём 600 куб. см, мощность 102 л. с.) и топливный насос системы питания. Камазовский грант пошёл на покупку и изготовление большей части остальных узлов и агрегатов, а также экипировки пилота. В частности, были приобретены стальные трубы для изготовления рамы, заказаны у российских и зарубежных поставщиков специальные шины, диски, амортизаторы, тормозные механизмы.
Студенты самостоятельно спроектировали, собрали и сварили раму, подвеску, изготовили рулевой механизм реечного типа, разработали дизайн корпуса. Некоторые узлы и ходовую часть помогли сконструировать специалисты НТЦ. Собирали болид своими руками в мастерской на базе НЧИ, для этого участникам команды пришлось освоить сварочные работы. Болид разгоняется до 180 км/ч, но выжимать максимум пилоту не потребуется: на предстоящих соревнованиях важна не скорость, а маневренность
Пилот болида – третьекурсник НЧИ Павел Макаров, осваивающий специальность «Энергетическое машиностроение». Спецподготовки у него нет, зато имеется водительское удостоверение категорий В и В1. Пока он тренируется на стадионе НЧИ, а весной начнёт готовиться к соревнованиям на картодроме команды «КАМАЗ-мастер».
Болид гастролирует по челнинским школам и вузам, неизменно вызывая восторг у ребят, которым дают примерить шлем пилота и посидеть в чудо-машине. В частности, ученикам школы № 39 довелось почувствовать себя настоящими гонщиками на недавнем Дне «КАМАЗа».
Помимо участия в профориентационной работе, гоночный автомобиль скоро приступит к выполнению своих прямых обязанностей. Команда готовится к соревнованиям Formula Student в Москве (сентябрь 2019 года) и итальянском Турине (июль 2020-го). Однако прежде машину надо довести до ума, чтобы она соответствовала техническому регламенту международного конкурса. В частности, доработать раму, приобрести и установить гаситель фронтального удара и впускной ресивер системы питания. На эти цели и на предстоящие поездки в сумме понадобится около 1,2 млн рублей.
Студенческие соревнования Formula SAE (Society of Automotive Engineers, Сообщество автомобильных инженеров) впервые прошли в США в 1978 году. В наши дни они проводятся по всему миру, а с 2014 года – и в Москве. Машины оцениваются в статических и динамических дисциплинах: проектирование, отчёт о стоимости, бизнес-план на реализацию тысячи автомобилей в год; разгон и торможение, управляемость, испытание на выносливость, топливная эффективность.