Будни КАМАЗа

25 лет назад произошел пожар на заводе двигателей

14 Апреля 2018 4 комментария Нравится 4

14 апреля исполнилось 25 лет со дня страшного пожара на заводе двигателей. События, которое разделило историю «КАМАЗа» на «до» и «после»…

По официальной версии, возгорание произошло вечером 14 апреля 1993 года на участке четвёртой секции главной понизительной подстанции № 12, встроенной в главный корпус. Распространяясь по кабельной трассе, проходящей в межферменном пространстве, огонь воспламенил легкосгораемый пенополистирольный утеплитель, а затем и крышу, в течение 20 минут охватил огромную часть покрытия и почти полностью уничтожил производственный корпус и сложнейшее технологическое оборудование. Пожар удалось потушить только 21 апреля. Но самое главное – обошлось без жертв.

По воспоминаниям бывшего генерального директора «КАМАЗа» Николая Беха, в то тяжёлое время, впрочем, как и для страны в целом, первый заместитель председателя Совета Министров – Правительства РФ Егор Гайдар высказывался: западная техника лучше российской, завод двигателей не стоит восстанавливать. «Чёрная среда» (14 апреля 1993-го пришлось на среду) могла перечеркнуть историю всего «КАМАЗа», однако этого не случилось: камазовцам удалось совершить настоящий подвиг. В архивах «ВК» мы нашли публикации, вышедшие в свет спустя год после страшного события. Вот что писали в одной из них наши коллеги:

«Как считать этот год? За три? За десять? А может, за целую эпоху, изменившую жизнь каждого из нас?

Беда, пришедшая так внезапно, не выбила нас из седла. Да, балансируя на краю финансовой пропасти, обнадёживаемые пустыми обещаниями, мы потушили огонь, разобрали завалы и – всего за один год – отстроили из руин завод и почти сумели насытить главный конвейер не чьими-то чужими, а родными камазовскими дизелями».

По воспоминаниям Беха, до пожара предприятие поставляло крупным заказчикам 78 тыс. двигателей в год. Сразу после него было решено восстановить мощности по выпуску 100 тыс. силовых агрегатов в год.

Спустя 25 лет на заводе двигателей уже ничего не напоминает о том страшном событии. Сейчас в его корпусах пожаробезопасная крыша. На термогальваническом производстве, одном из самых опасных объектов «движков», она сделана из железобетонных плит. Надеемся, горькие уроки не будут забыты…

Много уникальных фото пожара - в блоге директора музея КАМАЗа Александра Чухонцева.

На фото: завод двигателей сейчас

KAM_5516.JPG

Комментарии

Оставить комментарий
Guest
Ответить Цитировать Нравится 0
недавно вывозили нас типа суботника , разбирать свалку от пожара
приехали в чистой одежде,ходили по этой свалке,сортировали мусор,а  на обед кормили гречкой с салатом
и то вспомнили после того как люди жаловаться стали
Guest
Ответить Цитировать Нравится 0
Я работала на движках с 1987-го по 2004 год... Помню...Все помню... Мы молодцы, мы выстояли...  
Guest
Ответить Цитировать Нравится 0
Обошлось без жертв? Разве?
Guest
Ответить Цитировать Нравится 0
Жертвы были, пусть не бздят. И что там творилось, пусть будет на совести тех нелюдей. Через лет так 30  - 40 может скажут правду .
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений