28 декабря 1976 года с главного сборочного конвейера камского автозавода сошёл 5 000 автомобиль КАМАЗ-5410.
Что это значило для КАМАЗа и всей страны, попытаюсь рассказать.
Ещё в феврале 1976 года, когда был выпущен первый автомобиль КАМАЗ, да к тому же в режиме пуско-наладки, многие и не верили, что к концу года будет изготовлено 5 000 машин. К тому же официальные документы и взятые социалистические обязательства на 1976 год говорили о производстве лишь 4 000 грузовиков. И вот в августе 1976 года Совет Министров СССР принимает предложение Министерства автомобильной промышленности СССР о дополнительном выпуске автомобилей КАМАЗ в количестве 1 000 штук. Внизу Приказ генерального директора КАМАЗа №261 от 30 августа 1976 года, подтверждающий этот факт.
Всю вторую половину 1976 года КАМАЗ жил под лозунгом «Дадим Родине в 1976 году 5 000 автомобилей!»
Внизу статья из газеты «Советская Татария» от 28 декабря 1976 года.
И вот наступает 28 декабря 1976 года. День выпуска 5 000 автомобиля КАМАЗ! Примечательно, что в этот день для автомобильной промышленности СССР двойной праздник – на ВАЗе 28 декабря 1976 года был выпущен 3 000 000 легковой автомобиль. Вот как об этих исторических событиях писала газета «Правда» от 29 декабря 1976 года.
Хорошо известно, что в сборке юбилейной модели грузового автомобиля КАМАЗ приняли участие 80 победителей социалистического соревнования. Все они названы в приказе - постановлении №420 от 18 декабря 1976 года.
Победителям выдавали вот такие удостоверения, как, например, выданное Суслопарову Григорию Николаевичу – автокрановщику управления по ремонту и обслуживанию оборудования (УРиОТО) КАМАЗа.
По случаю выпуска «пятитысячника» на автомобильном заводе состоялся митинг. На митинге звучали приветственные и торжественные речи. Так, Скакун Иван Ильич - бригадир наладчиков завода двигателей признался, что гордится тем, что «сердце» для нового грузовика было сделано на его родном заводе - заводе двигателей. Шуранов Рудольф Васильевич подчеркнул, что знаменательное событие «стало возможным благодаря постоянному вниманию ЦК КПСС, Советского правительства».
В центре Могучев Могучев Пётр Андреевич - токарь цеха приспособлений РИЗа.
На трибуне слева направо: 1… 2. Попов Сергей Андреевич – ленинградский водитель, Герой Социалистического Труда. 3. Прудников Владимир Андреевич – секретарь парткома автомобильного завода. 4. Скакун Иван Ильич – бригадир наладчиков завода двигателей. 5. Шуранов Рудольф Васильевич – секретарь партийного комитета КАМАЗа.6. Кудимов Борис Константинович - первый секретарь Автозаводского райкома КПСС.7. Соколов Валерий Николаевич – директор КАМАЗа по производству.8. Косотуров Александр Илларионович – начальник управления главного энергетика КАМАЗа.9. Плахов Анатолий Максимович - технический директор КАМАЗа.10. Гайфуллин Загит Зиннатуллович – председатель профкома ремонтно-инструментального завода.11. Ивженко Владимир Яковлевич – директор автомобильного завода.12. Кузнецов Юрий Гаврилович – директор ремонтно-инструментального завода.
Внизу выступает Соколов Валерий Николаевич – директор КАМАЗа по производству. Он, кстати, тогда сказал: «пройдут годы и 5 000 грузовиков КАМАЗ станет выпускать за две недели». И, действительно, если в декабре 1976 года среднесуточный темп выпуска составлял 34 автомобиля, то уже в декабре 1980 года - 244 автомобиля в сутки.
Здесь же, на импровизированной трибуне, составленной из 4 грузовиков автомобилей КАМАЗ, состоялась церемония передачи символического ключа от производителя – водителю.
Внизу Попов Сергей Андреевич – водитель Ленинградского управления по обслуживанию автотранспортом промышленности, Герой Социалистического Труда (второй справа) принимает символический ключ из рук Мушникова Вячеслава Яковлевича – водителя-испытателя автомобильного завода (первый справа). Попов С.А. с высокой трибуны дал слово на камазовском тягаче выполнить два пятилетних плана перевозок, и добавил тогда на митинге: «Эта техника, наверняка, не подведет!»
Вот они - два водителя на фоне 5 000 автомобиля КАМАЗ.
Между прочим, вы видите, каким был символический ключ от 5 000 автомобиля КАМАЗ? Позднее, при выпуске почти каждого юбилейного автомобиля, на КАМАЗе существовала традиция вместе с передачей новеньких грузовиков вручать водителю и символический ключ. И всегда он был один. Но на фотографиях, сделанных в декабре 1976 года, можно видеть и такой символический ключ. Видимо неравнодушные камазовские умельцы по собственной инициативе изготовили его в честь исторического события.
Первый слева Минигалеев Ринат Минишаихович - заместитель председателя профкома КАМАЗа.
Слева направо: 1. Суханов Николай Михайлович - заместитель секретаря парткома автомобильного завода. 2.Прудников Владимир Андреевич – секретарь парткома автомобильного завода. 3. Мушников Вячеслав Яковлевич – водитель-испытатель. 4. Валиев Зияфат Матнурович - заместитель секретаря парткома автомобильного завода. 5. Косодрыга Иван Яковлевич - председатель головной группы Народного Контроля. 6. Мустафин А.Х. – командир ДНД. 7. Старостин Владимир Ильич - заместитель секретаря парткома автомобильного завода. 8. Тухватуллина Э.В. – заведующая партийным кабинетом. 9. Бирюков М. – заместитель секретаря комитета ВЛКСМ автомобильного завода.
Что касается Мушникова Вячеслава Яковлевича, то это он был за рулём третьего автомобиля КАМАЗ в феврале 1976 года. Это он в июле 1976 года сводил с конвейера 1 000 автомобиль, потом в мае 1977 года - 10 000-ный, а затем в июле 1979 – 100 000 грузовик.
Вот как отзывался об автомобиле КАМАЗ Мушников Вячеслав Яковлевич на страницах газеты «Рабочий КАМАЗа» от 22 декабря 1976 года.
О «пятитысячном» автомобиле и получившем его водителе много писала центральная и местная пресса. Внизу обложка журнала «Огонёк» №1 за 1977 год.
Внизу материал из газеты «Рабочий КАМАЗа» от 8 января 1977 года.
Внизу статья из газеты «Ленинградская правда» от 8 января 1977 года.
Большая статья была посвящена Попову Сергею Андреевичу в ленинградской газете «Смена» от 13 февраля 1977 года. Обратите внимание, что до того, как Попов С.А. работал на МАЗ-504, но прочитайте, как опытный водитель тепло отзывался о только что полученном камазовском тягаче.
В 1977 году в Ленинград должны были отправиться 800 автомобилей КАМАЗ. Вот как об этом сообщала газета «Советская Татария» от 2 марта 1977 года.
Спустя год, после получения Поповым Сергеем Андреевичем 5 000 автомобиля КАМАЗ, газета «Советская Россия» от 8 января 1978 года вновь возвращается к рассказу о Герое Социалистического Труда, работающем на камазовском тягаче.
Итак, в начале 1977 года 5 000 автомобиль уехал в Ленинград, а камазовцам остались на память фотографии, сделанные на его фоне.
Работники корпуса стального литья литейного завода.
Работники корпуса стального литья литейного завода. Слева направо: 1. Мурзиков А.И. 2.Сычев В.В. 3.Жадан В.А. 4. Шимолин Е.Г. 5.Зверев А.П. 6. Журавлев Е.А. 7…. 8. Чечин В.И. 9.Новоселова В.Е. 10. Анисимов И.Т.
Третий слева Тихонов Александр Владимирович –бригадир наладчиков кузнечного завода, пятый слева Соснин Иван Дмитриевич – бригадир слесарей экспериментального цеха УГК.
Слева направо: 1. Кудимов Борис Константинович - первый секретарь Автозаводского райкома КПСС. 2. Ивженко Владимир Яковлевич – директор автомобильного завода. 4. Галиуллин Наиль Фатыхович – заместитель секретаря парткома КАМАЗа. 4. Попов Сергей Андреевич – ленинградский водитель, Герой Социалистического Труда. 5. … 6. Шуранов Рудольф Васильевич – секретарь партийного комитета КАМАЗа. 7…. 8. Закирзянов Ильдус Борисович – председатель профкома КАМАЗа. 9. … 10. Белоненко Олег Дмитриевич – секретарь комитета ВЛКСМ КАМАЗа. 11. Бабаев Александр Николаевич – второй секретарь Комсомольского райкома КПСС. 12. Хакимова Гульсабира Махмутовна - заместитель председателя Набережночелнинского исполкома городского Совета народных депутатов (1973 – 1982). 13. Минигалеев Ринат Минишаихович - заместитель председателя профкома КАМАЗа.14. Идиатуллин Шаукат Лотфуллович – председатель профкома литейного завода. 15. … 16. …
Представители завода двигателей.
Представители ремонтно-инструментального завода.
Где завершил свой трудовой путь 5 000 автомобиль КАМАЗ сегодня нам неизвестно.