Посвящается 45-летию выпуска первого автомобиля КАМАЗ, которое будет отмечаться в феврале 2021 года.
В августе 1978 года Министерство автомобильной промышленности СССР исключило из семейства камских грузовиков 8 морально устаревших моделей.
Вместо них был запланирован запуск в производство 6 новых.
Среди этих 6 моделей – бортовой автомобиль повышенной грузоподъемности КАМАЗ-53212.
В декабре 1978 года на КАМАЗе был начат его серийный выпуск.
Вы обратили внимание про упоминание в статьях о спальном месте в кабине?
Водители говорили, что интерьер кабины КАМАЗ-53212 в то время был одним из лучших в Советском Союзе не только среди грузовиков, но и среди легковых автомобилей.
КАМАЗ-53212 выпускался в период с 1978 по 2010 годы.
Правда, в 2012 году с конвейера сошли партией 177 автомобилей и в 2016 году - один грузовик, но это были отдельные эпизоды.
В первый год было изготовлено 10 автомобилей.
Самое большое количество в год было произведено в 1989 году, когда было выпущено 9 862 грузовика.
Всего за более чем 30-лет с главного сборочного конвейера КАМАЗа сошли 109 295 автомобилей КАМАЗ-53212.
Не секрет, что когда в 1976 году первые камазовские грузовики КАМАЗ-5320 пошли на экспорт в страны СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи), то зарубежные партнёры сразу же стали просить увеличить их грузоподъемность.
Именно из-за своей повышенной грузоподъемности и стал знаменит этот автомобиль.
Благодаря ей он вошёл в историю отечественного автомобилестроения.
Стоит сказать, что сроки на проектирование и изготовление оснастки для автомобиля КАМАЗ-53212 были сжатыми до предела.
КАМАЗ-53212 – это усовершенствованная модель 5320.
Около 90% в новом автомобиле – это узлы и детали предыдущей модели.
Камазовские конструкторы для нового автомобиля разработали 251 оригинальную модель и 128 узлов.
Конечно, это не так уж и много по сравнению с тем, сколько деталей использовали от предыдущей модели.
Но, по-другому в то время конструкторы работать не могли.
Они должны были принимать во внимание унификацию деталей и узлов для всего семейства автомобилей КАМАЗ.
Этот принцип единообразия был заложен в 1960-х годах Кригером Анатолием Маврикиевичем – главным конструктором ЗИЛа и разработчиком всех первых моделей автомобилей КАМАЗ.
Но камазовские конструкторы в середине 1970-х годов для нового бортового тягача внесли серьёзные изменения в тормозную систему (ширина тормозных колодок увеличилась до 140 мм) и рулевое управление.
Грузовая платформа автомобилей была увеличена до 6100 мм.
Бортовые тягачи КАМАЗ-53212 получили название «длиннобазные автомобили».
Удлинение базы потребовало увеличить прочность конструкции автомобиля.
Прежде всего, лонжероны рамы были изготовлены из высокопрочной стальной полосы толщиной 8 мм.
Передний борт был изготовлен из более толстого листа, и увеличен по высоте.
Были усилены основание и пол платформы, усилены задние рессоры и места их крепления.
Стали прочнее балки среднего и заднего ведущих мостов.
КАМАЗ-53212 мог брать в кузов груз до 10 тонн под тентом объемом 32 кубических метра.
Вместе с прицепом грузоподъемность автопоезда вырастала до 21 тонны.
Внизу на фотографии КАМАЗ-53212 с прицепом ГКБ-8350.
Кстати, автомобиль был оборудован специальным беззазорным буксирным прибором типа «шкворень-петля», который ограничивал «вихляние» прицепа, исключал рывки и динамические нагрузки в сцепке, позволял автопоезду безопасно двигаться на высокой скорости.
КАМАЗ-53212 мог везти и гораздо больший груз.
Посмотрите, как выглядел камазовский автопоезд с двумя прицепами.
Бортовой автомобиль-тягач КАМАЗ-53212 предназначался для перевозки разнообразных грузов.
Грузовик колесил по территории огромной страны.
Эксплуатировался везде, где только можно, на равнинах и в горной местности.
Хорошо себя зарекомендовал и в морозы от -40 градусов и в жару до +40 градусов Цельсия.
Этот автомобиль заслужил репутацию неприхотливого и надёжного грузовика.
КАМАЗ-53212 полностью оправдал себя и с экономической точки зрения.
Посмотрите письмо Круглова М. – заместителя Председателя Государственного комитета СССР по науке и технике Коломникову В.П. – заместителю Министра автомобильной промышленности СССР от 29 марта 1979 года.
Известно, что в июле 1985 года КАМАЗ-53212 со съемным кузовом, изготовленным Ставропольским заводом, демонстрировался на ВДНХ Украинской ССР, а в июле 1988 года (т.е. спустя 10 лет после начала серийного выпуска!!!) он был показан на международной выставке "Спецавтотранспорт" в Москве.
Внизу заметка из газеты «Знамя Коммунизма» от 19 августа 1982 года, которая рассказывает об участии камазовского грузовика на выставке в Колумбии.
Примечательно также, что когда в феврале 1982 года был изготовлен 300 000 автомобиль, то именно КАМАЗ-53212 стал этим самым юбиляром.
Подробнее о выпуске 300 000 автомобиля КАМАЗ писал здесь – https://vestikamaza.ru/posts/v-fevrale-1982-goda/
Какие ещё факты связаны с легендарным автомобилем?
Известно, что в декабре 1984 года на главном сборочном конвейере КАМАЗа стали собирать КАМАЗ-53212 с алюминиевым кузовом, а первые опытные образцы проходили испытания в 1980 году.
Об этом была опубликована информация в газете «Огни Мангышлака» от 7 июня 1980 года.
На базе шасси автомобиля КАМАЗ-53212 была создана «школа на колёсах»
Внизу заметка из газеты «Советская Татария» от 2 марта 1979 года.
Ранее писал об камазовском автоклассе здесь - https://vestikamaza.ru/posts/shkola-na-kolyosah/
Осенью 1992 года КАМАЗ-53212 был передан в дар Соловецкому мужскому монастырю.
Об этом свидетельствует приказ генерального директора КАМАЗа от 21 сентября 1992 года.
В середине 1990-х годов на базе автомобиля КАМАЗ-53212 фирмой РИАТ был создан дом для дальнобойщиков.
Об этом рассказывало издание «Казанский автосалон» в октябре 1995 года.
В заключении рассказа посмотрите два значка, которые хранятся в Музее КАМАЗа и посвящены автомобилю КАМАЗ-53212.