26 декабря 2020 года не стало бывшего начальника экспериментального цеха УГК «КАМАЗа» Владимира Павловича Гамаги.
Владимир Гамага родился 17 января 1948 года в Волгограде. В 1967 году он закончил Волгоградский политехнический институт по специальности «Автомобили и тракторы» и получил диплом инженера-механика. В 1972 году Владимир Павлович приехал на «КАМАЗ» и начал свою трудовую деятельность инженером-конструктором, инженером-конструктором 3 категории в Управлении главного конструктора (УГК) «КАМАЗа».
Вот как о нём вспоминает главный конструктор «КАМАЗа» (1986-1995) Рамиль Азаматов: «Был такой Володя Гамага – очень деятельный и душа комсомольцев, очень порядочный парень, с понятиями дружбы и чести, вот он был дворовый лидер, может быть не самый сильный драчун, но авторитетный среди ровесников, потому что справедлив и решителен во имя достижения общих ценностей. Он не гнушался никакой работы, особенно, в период строительства первого здания УГК 6/3 на стройплощадке.
Владимир там бригадирствовал, такой шустрый, энергичный малый. За что его и выбрали первым комсоргом управления… Главным застрельщиком и лидером на строительстве этого корпуса был Володя Гамага. Он делал на стройке всё, не гнушался никакой работы, копал землю, делал ростверки и заливал бетоном фундаменты. Надо что-то сварить – брался за сварку. Среди молодых специалистов Владимир Гамага пользовался большим авторитетом, молодые шли за ним. В 1974 году мы въехали в это здание».
В период с 1972 по 1977 годы Владимир Гамага занимался разработкой конструкций и компоновкой автомобилей КАМАЗ.
Внизу фотография 1975 года.
Сидит Пуртов ... - водитель-испытатель.
В первом ряду слева направо:
1. Соснин Иван Дмитриевич - бригадир экспериментального цеха;
2. Гамага Владимир Павлович
3. …
4. Азаматов Рамиль Абдреевич - заместитель главного конструктора КАМАЗа .
Во втором ряду слева направо:
1. Будилов Анатолий Иванович - начальник участка экспериментального цеха;
2. Денисенко Вадим Яковлевич - председатель профкома УГК;
3. Семенов Анатолий Федорович - секретарь партийной организации УГК;
4. Завьялов Владимир - бригадир комсомольско-молодежной бригады экспериментального цеха;
5. Мельник Геннадий ... - мастер экспериментального цеха.
В феврале 1976 года Владимир Гамага был среди тех камазовцев, кто повёл первые автомобили КАМАЗ в Москву, в подарок XXV съезду КПСС.
В 1977 году Владимир Гамага назначается на должность начальника экспериментального цеха УГК «КАМАЗа».
В это время ему всего 29 лет.
Внизу на фотографии первомайская демонстрация 1977 года.
В центре Владимир Павлович.
В период с 1977 по 1983 годы его основная деятельность – это организация производства экспериментальных и опытных образцов автомобилей КАМАЗ. В конце 1970- х годов камазовские конструкторы под руководством Владимира Наумовича Баруна разработали и изготовили микролитражку под названием «Кама».
Внизу на фотографии 1980 года Владимир Павлович стоит первый слева на фоне этого автомобиля.
В период с 1983 по 1986 годы Гамага работал секретарём партийной организации УГК «КАМАЗа».
Внизу Владимир Гамага выступает на Дне управления главного конструктора в подшефном 48 комплексе.
На фотографии Гамага первый справа.
В период с 1993 по 1995 годы Владимир Гамага, как заместитель директора по производству в НПО «СпецКам», занимался разработкой и освоением модификаций легковых автомобилей ВАЗ-1111. С 1995 по 1999 годы он - заместитель директора по производству Департамента экспорта за рубежом. В 2000 году Гамага Владимир Павлович ушёл с «КАМАЗа», но продолжал заниматься разработкой и изготовлением спецтехники на базе шасси автомобиля КАМАЗ.
Именно Владимир Павлович был разработчиком внедорожников «БАРХАН» и «САРМАТ», увы, так и не ставших серийными.
В 2012-2017 годах Гамага Владимир Павлович - главный конструктор – руководитель конструкторско-технологического отделения ООО «Перспектива-Авто».
В последние годы, в период с 2018 по 2020 годы Гамага занимался организацией конструкторского проектирования спецтехники, доработкой автомобилей КАМАЗ по заказам потребителей автомобильной техники КАМАЗ в качестве директор ООО «Сармат Авто».
За все время своей трудовой деятельности Владимир Павлович неоднократно был награждён грамотами, дипломами Министерства автомобильной промышленности СССР, Республики Татарстан, ОАО «КАМАЗ».
В 1981 году он был награждён Орденом Дружбы народов. В 1984 году был награжден Почетным знаком Министерства автомобильной промышленности СССР.
Внизу прощальное слово о Гамаге, которое прислал конструкторского отдела компоновок УГК «КАМАЗа» Леонид Лапшин (внизу на фотографии третий слева):
«Ушёл мой старый друг и соратник, и хотя пандемия помешала мне проводить его непосредственно сегодня с вами, я прошу прочитать эти слова в память о нём, и в честь его.
Я познакомился с ним летом 1975 года после перевода из Московской дирекции.
В его активе уже был большой вклад в становление УГК - он практически целиком «сварил» каркас здания Проектного управления, где разместились конструктора по автомобилям. Причём он не хвастал этим, а просто сказал об этом однажды, как о чём-то самом собой разумеющемся. И так во многом — кроме конструкторской работы, у него также серьезно и непринуждённо шла и комсомольская. И всё делалось основательно, как-бы естественно, не через силу. Это говорило о тех резервах, которые у него были, о его надёжности, ответственности, внимательности к людям. О тех качествах, благодаря которым он справился и с ролью начальника экспериментального цеха, с ролью главного конструктора по легковым автомобилям, что позволило ему основать и развить фирму по спецшасси.
А каким воспитателем он был! Кто был на его 50-летнем юбилее, помнят, как все его дочери дружно и весело «зажигали» вместе! Это было свидетельством душевной близости и теплоты семейной жизни. И сына воспитал так, что может быть уверен в нём, и он сумел поступить на «бюджет» в Санкт-Петербургский политех.
Ещё одна его сторона — честность и смелость. Было в его жизни такое: он отказался участвовать в нечестном договоре за камазовские деньги, за что был незаслуженно наказан.
Ещё у меня навсегда останется память о нём — за его помощь в течении 2-х лет во время нашей с ним работы в Департаменте экспорта. Время было очень сложное — середина 90-х годов. Бороться приходилось за дело, за результат - и внутри департамента, и на КАМАЗе, и в стране, и за рубежом. Он был основной моей опорой: быстро сплотил Производственную службу, создал там деловую и дружелюбную обстановку, и всегда оставался за Директора департамента во время моих командировок.
О тех трудных временах есть и приятное воспоминание: у нас с ним было значительное для КАМАЗа» достижение по новой технике. Мы организовали заключение и выполнение экспортного контракта на 100 автомобилей новой тогда для Завода модели КАМАЗ-43118 грузоподъёмностью десять тонн вместо КАМАЗ-43101 шесть тонн с соответственным повышением цены контракта.
И я, и моя жена — мы сохраним память о Владимире Павловиче навсегда».
Прощание состоится 28 декабря в 11:15 у Орловской церкви.
Фото: Музей КАМАЗа
Светлая память, Владимир Павлович! Скорбим...
Ответить (0)Он был моим преподом. Рад что в моей жизни был такой человек.
Ответить (0)очень сожалею, ушёл прекрасный товарищ, соратник по работе в Комсомоле и партии!Память ему в наших сердцах! Суханов Николай..
Ответить (0)Хороший и трудолюбивый! Трудился вместе по экспортным контрактам. Энергичный! С уважением, Дмитрий Николаевич Горбунов.
Ответить (0)Светлая память тебе Владимир Павлович
Ответить (0)Память
Ответить (0)