USD80.722 EUR94.512
Казань
-7 °C
Наб.Челны
-4 °C
19 ноя 2021 в 08:02

Сергей Назаренко: «Продажи «Компаса» стартуют в декабре»

3673
4
3
Назад к новостям

Просторная для LCV кабина, освобождение от «Платона», сниженный по сравнению с конкурентами расход топлива – таковы лишь главные преимущества нового камазовского автомобиля, уже прозванного в народе «убийцей “Газели”». О других плюсах «Компасов», которые через месяц выйдут на рынок, и о том, как компания построит бизнес на них, "Вестям КАМАЗа" рассказал главный конструктор инновационных автомобилей ПАО "КАМАЗ" Сергей Назаренко.

«ЛОКАЛИЗАЦИЯ КОМПОНЕНТОВ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ОТ ПРОДВИЖЕНИЯ МАШИНЫ НА РЫНКЕ»

- Сергей Владимирович, "КАМАЗ" всегда специализировался на тяжелых грузовиках, а теперь решил зайти в сегмент среднетоннажных автомобилей. С чем это связано?

- Рынок автомобилей полной массой от 12 до 40 тонн имеет ограниченную емкость – он растет, но недостаточно быстро для нас. Наши продажи в последние годы стабилизировались на уровне 35-45 тысяч машин, и перейти эту черту нам не удается. Ограничивают рамки нашего традиционного сегмента, хотя рынок грузовой техники как таковой значительно шире - он начинается от машин полной массой 3,5 тонны и заканчивается 650 тоннами. Это побудило нас к расширению модельного ряда с тем, чтобы в будущем нарастить и выручку компании. Второй мотив заключается в том, что присутствие в дополнительных сегментах делает компанию устойчивее в кризисы. Когда рынок падает в одном сегменте, в других объем продаж может сохраняться. Имея продукты в разных сегментах, мы усиливаем свою способность к выживанию. В кризис 2008-2009 годов, к примеру, продажи "КАМАЗа" упали до 20 тысяч автомобилей в год. Будь у нас тогда автомобили более легкого, или, наоборот, более тяжелого сегмента, мы бы чувствовали себя намного увереннее.

- «Компас» сохраняет какую-либо преемственность по отношению к традиционной технике "КАМАЗа"?

- Ничего общего, это абсолютно новый автомобиль: маленький двигатель, компактная коробка передач, легкие мосты, кабина не такая просторная… Вся компонентная база новая, хотя не вся она разработана нами – мы сделали эту машину с китайским партнером JAC Motors. Таков бизнес-подход к внедрению этой модели: пока часть узлов заимствована, но по мере ее продвижения на рынке мы намерены локализовать узлы и детали до высокого уровня. На это потребуется 5-6 лет, после чего можно будет без оговорок называть автомобиль российским, камазовским. Такой путь был избран с одной стороны ради сокращения срока разработки машины и ее постановки на производство, а с другой – такова политика снижения инвестиционных рисков. Продукт для "КАМАЗа" новый, и мы уверены, что он выстрелит, но ведь всегда что-то может пойти не так под влиянием внешних условий. Разработка с нуля потребовала бы от компании огромных денег, а ситуация на рынке в наши времена плохо поддается прогнозам. Избранная осторожная бизнес-модель позволила минимизировать риски: если в ближайшие 2-3 года машина хорошо себя зарекомендует на рынке, руководство "КАМАЗа" примет решение об увеличении инвестиций в линейку, и мы перейдем к освоению собственных крупных узлов для «Компаса» – кабины, двигателя, мостов и так далее. Думаю, за этим дело не станет, но объем продаж расти будет постепенно – условно говоря, несколько сотен в первый год, около тысячи – во второй, и так далее. Рубеж в 5 тысяч даст повод задуматься о большом конвейере.

- Если через 5-6 лет автомобиль будет локализован, то что станет с партнерством?

- Мы планируем работать с нашим партнером и дальше, долгосрочно, но локализация в любом случае необходима, если мы рассчитываем на компенсацию утилизационного сбора. Программа до 2028 года предусматривает замену на отечественные не менее 50% ключевых компонентов автомобиля, и подготовительная работа уже началась. В декабре стартуют и продажи новых машин, в которых уже стоят несколько десятков деталей российского производства. К настоящему времени на отдельном компактном конвейере собраны несколько десятков автомобилей, в день мы выпускаем по 2-3 машины. Часть из них уже передана заводам-изготовителям спецтехники для установки надстроек.

- География первых продаж как-то ограничена?

- Мы хотим получить первую обратную связь от одного региона, и начнем с московского, обеспечив одного дилера запчастями и сервисом. Россию планируем охватить в течение года, поэтапно. Дилеры у нас есть повсюду.

«СРЕДНЕТОННАЖНИК НА ЕВРОПЕЙСКИХ УЗЛАХ РАССЫПАЛСЯ ВМЕСТЕ С РУБЛЕМ»

- Как давно "КАМАЗ" задумался об этом проекте?

- Мы прошли несколько подходов к этой теме. Сначала сделали собственный автомобиль на узлах наших традиционных европейских партнеров. На тот момент курс доллара позволял сохранить цену продукта конкурентоспособной. Затем рубль обесценился, причем сразу в два раза, и концепция автомобиля на европейских узлах рассыпалась вместе с ним. Поэтому мы и пошли другим путем, благо в китайском автопроме сегодня сформировался сегмент высокого качества. Машину мы испытывали на российских дорогах, она показала себя хорошо. Она полностью соответствует своей стоимости, которую мы ставим на уровне ценников «Группы ГАЗ» - «Газели», «Газона NEXT» - но с применением высококачественных узлов и компонентов. Наши машины будут дороже, но чуть-чуть, в пределах 5% - это позволит нам закрепиться в массовом сегменте. При этом двигатель мы ставим, к примеру, от Cummins – этот бренд хорошо зарекомендовал себя на российском рынке. Если продажи пойдут на уровне 5-10 тысяч машин в год, локализация двигателя станет экономически целесообразной, особенно с учетом того, что у нас с Cummins есть совместное предприятие.

- Если «Компас» будет конкурировать с «Газелью», то возникает вопрос: чем он лучше, кроме двигателя?

- У «Газели» и «Газона NEXT» полукапотная компоновка, а у нас – бескапотная, что дает машине ряд преимуществ: в частности, повышает маневренность, уменьшая радиус поворота при тех же габаритах бортовой платформы. У нас внутренний объем кабины больше – возникает ощущение, что ты находишься в кабине более высокого класса, повышается обзорность. Показатели грузоподъемности в сравнении с одноклассниками от «Группы ГАЗ» у нас выше. Комплектация тоже немного богаче – кондиционер, к примеру, идет уже в базовом исполнении, как и некоторые другие элементы. Мы рассчитываем, и первая наработанная практика это подтверждает, что расход топлива у «Компаса» тоже будет несколько ниже. Наша связка двигатель-трансмиссия-мост чуть более эффективна, чем у «Газона NEXT». Есть и другие преимущества, и в целом мы видим «Компас» автомобилем несколько более высокого технического уровня при сопоставимой цене, что и должно обеспечить нам продажи.

- Для каких работ предназначены 12-ти и 9-тонные «Компасы», которые уже выпускаются?

- Это машины развозного класса, рассчитанные в первую очередь на город и пригород, но они могут использоваться и на дальних расстояниях при необходимости перевозки легковесного груза. Они предполагают множество вариантов спецнадстроек для самых разных отраслей – краны-манипуляторы, рефрижераторы и прочее. В целом эти машины ориентированы не только на бизнес, но в равной мере и на покупку физлицами для частных целей. Во втором полугодии следующего года мы планируем вывести на рынок «Компас-5» полной массой 3,5 тонны и «Компас-6» - около 6 тонн. Компактные машины еще более перспективны, чем старшие модели, потому что их сегмент в разы шире. Самый легкий «Компас-3» мы начали разрабатывать в этом году, в следующем выпустим прототип, а в серию он пойдет, вероятно, не раньше конца 2023 года. 

- Фактическая полная масса 12-тонника – 11,99 тонны. Вероятно, "КАМАЗ" преследовал цель уложиться в эти рамки, чтобы избавить потребителя от платы по системе «Платон»?

- В том числе, но не только. Наш автомобиль, укладываясь в рамки полной массы от 3,5 до 12 тонн, подпадает под категорию грузового транспорта N2, которая подразумевает свои технические и сертификационные регламенты. Сертифицировать N2 существенно проще, чем грузовик N3 полной массой свыше 12 тонн, и для "КАМАЗа", как производителя, важно было воспользоваться такой возможностью. Вместе с этим мы получили более щадящий технический регламент, ну и, конечно, потребителю не придется платить за проезд по магистральным дорогам. Для наших потенциальных клиентов это крайне важно – сегодня сложно назвать владельцев грузовиков, которые оплачивают «Платон», в полной мере счастливыми людьми.

- Планируется ли в перспективе переводить «Компас» с дизельного топлива на более экологичные варианты?

- Есть мысли по поводу и электрического, и метанового автомобилей, но это уже история будущего. На рубеже 2025-2026 годов ожидается введение в России стандарта «Евро-6» и, вероятно, модернизация двигателя под него также потребуется.

- Кто придумал для модели название «Компас»?

- Компания решила всем новым моделям давать имена, потому что цифровые индексы потребителем запоминаются сложнее. В данном случае название «Компас» указывает верное направление для развития бизнеса. Названия рождаются по-разному - в основном их придумывают сотрудники нашей службы инновационных автомобилей, многие придумал я сам. Иногда мы устраиваем мозговой штурм по названиям и определяем имя нового автомобиля из предложенных вариантов.

Фото: "Вести КАМАЗа"/Виталий Зудин

3673
4
3
- Автор статьи

Влас Мысько

Все новости автора
Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписатся
Последние комментарии
Гость 841

Ну во первых женщина/девушка здесь не при чем, какое подстрекательство, о чем вы господа? Голова должна быть у мужчины/парня на плечах своя, а не "чужая"; если действительно любит так заработай и купи и почему из 29 роз, а не из 3,5,7,...51? Достаточно и 1 розы но купленной на честно заработанные деньги!!! А если подруга неадекватная, жадная до денег то для чего такая ему нужна, любовь любовью, но нужно думать головой прежде чем что то совершить, отдавать отчет за свои действия всегда! По поводу 3700 слишком сумма мала чтобы было уголовно наказуемо, я конечно не слежу за нововведениями законодательства, но из-за глупой выходки получил 1 уголовки, мне просто жалко парня!

Челнинец получил год тюрьмы за букет роз вчера в 16:29
Гость 687

Гость 819, стабильность подразумевает некие гарантия...? Я прочёл это между строк... и скажите, что я не прав?

В следующем году расходы на коммуналку вырастут на 5,7%, на свет введут несколько тарифов вчера в 14:50
Гость 1012

Гость 1004, почему мимо? все заслужили свои награды, просто так никого не награждали бы.

Спортсмены, эрудиты, волонтеры: на "КАМАЗе" определили активистов года вчера в 14:21
Гость 1008

Гость 719, Все верно говоришь!

Челнинец получил год тюрьмы за букет роз вчера в 13:45
Комментарии4

Гость 933 19 ноя 2021 в 12:53
Ответить (0)

В середине 2000-х тысячных был же проект Камазенок. Так в серию не пошел

Гость 644 19 ноя 2021 в 13:12
Ответить (0)

сейчас на рынке ценовая политика играют большую роль , а как же исузу???вот он конкурент, а не газель.

Гость 98 24 ноя 2021 в 12:50
Ответить (0)

Молодцы, только давно пора было. Еще бы и легковой автомобиль производители, вообще хорошо было.

Гость 263 24 ноя 2021 в 15:46
Ответить (0)

Для 98. Только представьте, что на крупном заводе вдруг примут решение выпускать легковую модель. Это снова надо строить завод, вкладываться в оборудование, в строительство, в обучение людей, проводить исследования, разрабатывать модель для производства или выбрать какую-нибудь для выпуска по лицензии. В общем, большая такая куча бабла! Дальше начинается производство. Кто будет оплачивать для предприятия вложенные бабки? Правильно, они лягут в ценообразование выпускаемой продукции. То есть разом в цену легковушки от КАМАЗа лягут все деньги, затраченные на строительство и запуск целого автозавода. Так что никакого легкового от КАМАЗа мы не увидим ещё лет 20. КАМАЗ только пробует шаги в освоение карьерных самосвалов - любопытно будет посмотреть, что из этого получится, ниша-то объёмная, надо заполнять.

Подписывайся
на Telegram
Поделится Vk