USD

94,0922

EUR

100,5316

Казань

Наб.Челны

USD

94,0922

EUR

100,5316

Казань

Наб.Челны

Поделиться Vk

Рынок растет, СПГ-заводы достраиваются: каковы перспективы газомоторного транспорта в РТ?

1502
0
6
0

Что ждет рынок газомоторной техники в России и Татарстане и когда сеть ГМТ-заправок позволит спокойно выводить на трассы технику на газу? Эти вопросы стали повесткой круглого стола на "КАМАЗе" – в дискуссии приняли участие все крупнейшие игроки рынка, будущие инвесторы СПГ-заводов и заправочных сетей: «Газпром», «Новатэк», «Татнефть», автомобилестроители и правительство республики.

АВТОВЛАДЕЛЬЦЫ ТАТАРСТАНА ПОЛЮБИЛИ МЕТАН

На 20% вырос в Татарстане спрос на метан только за прошедшие месяцы этого года в сравнении с аналогичным периодом прошлого. Рынок компримированного (КПГ) и сжиженного (СПГ) природного газа, по оценке правительства республики, бурно развивается, а Татарстан тем временем наращивает темпы строительства инфраструктуры и производства самого топлива. Об этих темпах, инвестиционных планах и параметрах существующей сети заправок газомоторного топлива (ГМТ) речь шла на круглом столе, организованном в Челнах в рамках автопробега «Голубой коридор».

Пробеги в поддержку развития ГМТ-рынка проводятся под эгидой «Газпрома» и немецкой энергетической компании Uniper уже с 2008 года – в общей сложности их состоялось уже 13 по разным маршрутам. В этом году организаторы решили проехать по всем отечественным заводам-изготовителям автомобильной техники – подобный заезд уже предпринимался в 2010 году, когда участники впервые побывали на "КАМАЗе". На этапах маршрута они традиционно организуют тематические круглые столы и другие активности - косвенным результатом такой формы популяризации можно считать растущий интерес к технике на газомоторном топливе (ГМТ) муниципалитетов страны и частных автовладельцев. В этом году колонна выехала из Миасса 13 сентября и финиширует в Санкт-Петербурге на Международном газовом форуме, который пройдет 5-8 октября.

Благодаря «Голубому коридору» в Челнах накануне оказались все основные игроки рынка ГМТ – представители нескольких профильных структур «Газпрома», «Новатэка», «Татнефти», а также правительства Татарстана, заводов-производителей ГМТ-техники и координирующей развитие отрасли «Национальной газомоторной ассоциации». Включая эксплуатантов ГМТ-транспорта, в конференц-зале НП «КАМАЗ-Автоспорт» собрались порядка 50 человек, и неопределенное количество участников подключились к дискуссии онлайн.

С учетом географии наиболее интересным выступлением оказался доклад помощника премьер-министра РТ по вопросам нефтегазохимического комплекса Эльдара Адеева, который подробно описал текущее положение дел в республиканском ГМТ-сегменте. Рынок газомоторного топлива, по его словам, в РТ растет ежегодно, но последние восемь лет он ограничивался КПГ-сегментом. Сжиженный газ вошел на повестку республики только в прошлом году, поэтому и Адеев обратился сначала к компримированному.

За перевод транспорта на КПГ в регионе отвечает десятилетняя программа, запущенная в 2013-м. За прошедшее время республика потратила в рамках этой программы 1,5 млрд рублей – они пошли на субсидии для частных покупателей и муниципальных закупок, а также на строительство АГНКС.

На данный момент в Татарстане действуют 28 АГНКС: поясним сразу, что эти станции предназначены для заправки компримированным газом, а для заправки СПГ требуются криоАЗС. Общая производительность КПГ-сети равна сегодня примерно 210 млн м³ в год, но достичь этой мощности спрос пока не позволяет. Так, за прошлый год эти станции продали порядка 54 млн м³ КПГ, с ростом за год на 4,2 млн кубометров. С начала реализации программы потребление метана в РТ выросло в 12 раз. В этом году за восемь месяцев в республике реализовано 42,1 млн м³ природного газа.

«По сравнению с аналогичным периодом 2020-го года мы наблюдаем рост потребления метана на 20 процентов и по итогам года ожидаем реализацию в объеме 65 миллионов кубометров, - поделился Адеев прогнозными цифрами, - Сегодня в республике эксплуатируются порядка 10 тысяч автомобилей в газомоторном исполнении. Из них около 7 тысяч переоборудованы, остальные – куплены».

Сегодня в Татарстане работают четыре производителя техники на ГМТ: "КАМАЗ", «РариТЭК», «МТЗ-Татарстан» и «Судостроительная корпорация «Ак Барс»», которая в прошлом году запустила первое судно на СПГ. Кроме того, по словам Адеева, на территории республики расположены 12 аккредитованных пунктов переоборудования и технического обслуживания ГМТ-техники, а также одна аккредитованная испытательная лаборатория.

«СТРОИТЕЛЬСТВОМ КРИОАЗС БОЛЬШЕ ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ МАЛЫЙ БИЗНЕС»

При всей новизне темы СПГ, сеть криоАЗС в республике тоже очень неплохо развивается – сейчас их 13, но уже в следующем году правительство Татарстана намерено довести их число до 28 штук, сравняв с количеством АГНКС. Одновременно в регионе строятся заводы для снабжения новых заправок газом.

Как напомнил Адеев, в 2019 году на Петербургском экономическом форуме правительство РТ и «Газпром» подписали соглашение как о строительстве комплекса по сжижению природного газа в республике, так и о монтаже сети криоАЗС. В рамках госпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» республика в этом году разработала подпрограмму развития рынка СПГ. Она подразумевает строительство в РТ четырех заводов, два из которых уже строятся.

В Тюлячинском районе стройку ведет сегодня компания «Востек», в Высокогорском – «Газпром СПГ технологии». В Тюлячах завод построен на 70% и готовится ко вводу в эксплуатацию в первом квартале следующего года. На Высокой горе строители прошли пятую часть пути, но уже завезли в Татарстан все будущее оборудование завода, ввод намечен на март-апрель будущего года. Остальные два завода планируется закладывать в 2023 и 2024 годах – один в ОЭЗ «Алабуга», под второй место еще не выбрано.

Эльдар Адеев подробно описал текущее положение дел в республиканском ГМТ-сегменте

Строительство криоАЗС определено вторым этапом региональной подпрограммы, хотя первая станция уже построена «Новатэком» в Челнах. Она была сдана в начале мае и поначалу продавала 1-2 тонны СПГ в день, а сейчас на ней заправляются и местные грузоперевозчики, оперативно закупившиеся КАМАЗами на СПГ, и московские дальнобойщики, для которых Челны стали второй заправкой после Подмосковья.

«В настоящее время о строительстве криоАЗС, помимо «Новатэка», заявили также компании «Газпром СПГ технологии» и «Татнефть», - сообщил Адеев, - Приходят к этому решению и партнеры, которые занимаются жидким топливом: помимо блоков КПГ они рассматривают и вопрос установки СПГ на своих заправках. Интересно, что в первую очередь такой перспективой заинтересовались представители малого и среднего бизнеса, у которых сеть заправок включает не более 10 станций. Они более мобильны и быстрее реагируют на спрос».

С 2016 года правительство республики переоборудовало на КПГ порядка 2 тыс. единиц муниципальной техники, и сейчас ежегодный темп переоборудования составляет порядка 300-400 автомобилей. В этом смысле Татарстан ориентируется прежде всего на районы, в которых появляется инвестор, готовый построить газовую заправку. Если желающий зайти на рынок есть, республика со своей стороны обязуется переоборудовать на КПГ всю муниципальную технику, а теперь готова, по словам Адеева, брать на себя аналогичные обязательства и в части СПГ.

Процесс переоборудования, с чем соглашаются в региональном правительстве, на сегодняшний день слишком дорог, но параллельно строительству заводов республика рассматривает вопросы локализации каких-либо комплектующих КПГ- и СПГ-систем на базе местных предприятий. Переоборудование дизельной машины в газомоторную в среднем по рынку обходится в 2 млн рублей, в газодизельную – под 1,5 миллиона.

«В 2016 году у нас была программа субсидирования перевода техники на КПГ, такую же мы хотим сделать для СПГ. Мы отрабатываем вопрос с инвесторами, чтобы они заложили стимулирующие бонусные программы для потребителя», - сообщил в этом отношении Адеев.

НА 1,3 МИЛЛИОНА В ГОД ДЕШЕВЛЕ

Хотя дискуссия в целом охватывала все виды ГМТ, основное внимание участники уделили развитию инфраструктуры и техники на СПГ, поскольку таков приоритет челнинского производителя. Собственно, от "КАМАЗа" спикером выступил директор по газомоторной технике Евгений Пронин.

Пронин рассказал о том, как преобразился камазовский транспорт на ГМТ за последнее десятилетие. По словам специалиста, среди всех видов топлива, альтернативных жидкому, природный газ в России наиболее актуален, чем и обусловлено обилие отраслевых госпрограмм – таких, как субсидирование покупки и переоборудования техники, субсидирование строительства АГНКС и производства СПГ. Благодаря им рынок ГМТ в стране можно считать сформированным, хотя и неразвитым, а транспорт – равным по характеристикам дизельной технике. Так, с 2013 года мощность камазовских двигателей на СПГ выросла с 240 л.с. до 450-ти, а запас хода для грузовиков достиг 1800 км без дозаправки.

Как отметил Евгений Пронин, на "КАМАЗе" вся ГМТ-техника выпускается в обоих вариантах

Как отметил Пронин, по сравнению с компримированным газом сжиженный имеет свои плюсы и минусы, которые разводят оба сегмента по функциям. Так, система КПГ по сравнению с СПГ утяжеляет грузовик на 1,6 т, но зато она дешевле и газ не испаряется так, как сжиженный. Это делает компримированный газ эффективным для легковых автомобилей и прерывистого городского движения – то есть для коммунальной и коммерческой техники, для автобусов. СПГ, в свою очередь, обеспечивает профит на длинных дистанциях – то есть в магистральных перевозках, или при разработке карьеров, где самосвалы движутся по кругу, а также в железнодорожных, речных и морских перевозках. На "КАМАЗе" вся ГМТ-техника выпускается в обоих вариантах. По словам Пронина, на данный момент компания ежегодно способна выпускать по 8 тыс. автомобилей и по 2 тыс. автобусов на СПГ.

Доклад Пронина дополнил директор по продуктовой политике ПАО "КАМАЗ" Эльдар Аминов, рассказавший, как движутся продажи ГМТ-техники.

«В этом году у нас парк техники на СПГ вырос до 600 единиц, розничные продажи очень активны и география их широка. Основные локации – Москва, Санкт-Петербург, Поволжье, 18 единиц реализовано на Дальнем Востоке. На текущий момент у нас закрыта вся линейка техники поколения К3, поколения К4 и К5 мы активно развиваем. В ближайшие год-два у нас появятся и шасси, и тяжелые самосвалы, а в перспективе - и малолитражные автомобили на данном виде топлива. Что касается магистральных тягачей, то мы понимаем, что он используется с прицепом и соответственно предлагаем решение, которое позволит минимизировать зависимость от заправок. В этом году мы показали на ComTrans`е прицеп с КПГ-модулем. Независимо от того, работает тягач на КПГ или СПГ, такой модуль увеличивает запас хода на 500 километров», - рассказал Аминов.

Эльдар Аминов рассказал о продажах камазовской ГМТ -техники

По словам спикера, подтвержденные как испытаниями, так и клиентами цифры определяют выгоду от владения тягачом на СПГ в сравнении с дизельным грузовиком на уровне 1,3 млн рублей в год – а это примерно четверть стоимости владения. Эксплуатация тягача дешевеет столь значительно благодаря цене самого газа и экономическим характеристикам двигателя. В этом году "КАМАЗ" довел межсервисный интервал для тягача до 60 тыс. км, что тоже сократило расходы на его содержание, хотя как таковой сервис для техники на СПГ по-прежнему стоит дороже дизельного варианта.

Для самосвалов экономический эффект несколько ниже, но все равно велик – работать на ГМТ-самосвале в общей сложности выходит дешевле на 800 тыс. рублей в год.

650 АГНКС К КОНЦУ ГОДА

Рынок ГМТ в России сегодня двигают лишь несколько компаний, которые к концу 2021 года по плану доведут общее число АГНКС примерно до 650 штук. Все игроки были представлены на круглом столе – каждый рассказал о своих профильных активах в Татарстане. Так, у группы "Газпром", по словам заместителя гендиректора ООО «Газпром газомоторное топливо» Николая Грацеско, в стране насчитывается 364 АГНКС,  а в республике - 24 заправочных объекта. Спрос на КПГ, как отметил Грацеско, за восемь месяцев этого года по сравнению с тем же периодом 2020-го на заправках компании вырос на 13%. Расположены они в том числе вдоль семи федеральных трасс.

Начальник отдела маркетинга газомоторного топлива ПАО «Новатэк» Роман Ланихин рассказал о корпоративной программе «Малотоннажное СПГ», в рамках которой компания намерена к 2026-му году построить вдоль основных транспортных коридоров и заправочную, и производственную инфраструктуру.

«На основных магистралях – М-4, М-5, М-7, М-10, М-11 – мы хотим построить 66 заправочных пунктов, - сообщил Ланихин, - Для их обеспечения к двум нашим заводам по сжижению природного газа добавятся еще шесть в различных регионах». Для строительства заводов и сети заправок КСПГ «Новатэк» уже создал три дочерних предприятия.

Актуальными данными в географическом разрезе Ланихин поделился обобщенно – на весь ПФО у компании сегодня приходятся 2 СПГ-заправки, а всего по России их установлено 12, и в этом отношении «Новатэк» пока остается первым номером. Строить сеть лидирующими темпами компании позволяет выбор облегченного варианта криоАЗС – «Новатэк» пока в основном ставит модульные заправки, как временное решение. Ценообразование на этих криоАЗС предельно простое – СПГ всегда стоит вдвое дешевле дизельного топлива и на сегодняшний день в среднем по России продается «Новатэком» по 29,48 рубля за 1 м³.

Отдельно Ланихин отметил тот факт, что с ростом спроса на СПГ выделяемых государством субсидий в размере 3,3 млрд рублей уже не хватает, и Зинин подтвердил, что ассоциация на этот счет уже озаботилась – вопрос увеличения субсидий будет поднят перед федеральным правительством.

О планах еще одного игрока рынка – «Газпром СПГ технологии» - рассказал врио главного инженера компании Андрей Трофимов. Повторим, с этим предприятием Татарстан договорился о строительстве одного из комплексов по сжижению природного газа и сети криоАЗС. «Комплекс мы планируем строить в Садилово двумя очередями. Первая очередь ориентирована на производство 1,5 тонны газа в сутки. Строительство второй очереди зависит от будущей загрузки первой. Качество газа будет отвечать ГОСТу», - деревня Садилово, поясним, находится примерно в 40 км по трассе от Казани.

Кроме того, в планах у компании обеспечение ГМТ-инфраструктурой транспортного коридора Минск-Елабуга – этот маршрут нацелен в первую очередь на грузопотоки между объектами «МТЗ-Холдинга»: Минским тракторным заводом и его дистрибьютором ТПК «МТЗ –Татарстан», разместившимся на базе ЕЛАЗа.

«ТЕОРЕТИЧЕСКИ К КОНЦУ ГОДА ТЯГАЧ НА СПГ СМОЖЕТ ВЫЙТИ И НА М-7»

Наибольший вклад в доведение татарстанской сети криоАЗС на планируемых 28 штук должна внести «Татнефть». Как рассказал инженер отдела АЗС УРНиН ПАО «Татнефть» Фарид Бурганов, сейчас компания располагает 834 АЗС, из которых 174 построены в Татарстане. В этом году компания планирует открыть 3 криоАЗС и 4 АГНКС, в следующем - укомплектовать СПГ-заправками еще 11 своих станций, а КПГ-системами – еще 3. Оценив их спрос, «Татнефть» будет принимать решение о дальнейшем развитии сети. Об этом проекте, напомним, рассказывал в рамках пресс-конференции на ComTrans-2021 гендиректор "КАМАЗа" Сергей Когогин: изначально автогигант предлагал нефтяникам собственные инвестиции в новое оборудование для АЗС, но, посчитав бизнес, «Татнефть» решила развивать инфраструктуру самостоятельно – оказалось интересно.

Подводя итоги докладов модератор - исполнительный директор «Национальной газомоторной ассоциации» Василий Зинин - поделился оценками и прогнозами отраслевого сообщества. Он еще раз подчеркнул, что сегменты СПГ и КПГ не конкурируют между собой по структуре потребительской аудитории, и даже покрытие инфраструктурой для них рассчитывается по-разному: для КПГ, подходящего городской технике, обеспеченность АГНКС считают по площади, а для СПГ, нужного в первую очередь дальнобойщикам – по расстоянию между криоАЗС, в среднем исходя из дистанции 400 километров.

Василий Зинин: «По М-7 грузовик на СПГ теоретически сможет проехать к концу года»

Ассоциация видит на данный момент три основные проблемы для развития сети криоАЗС. Во-первых, согласно профильному постановлению правительства, всякий транспортный коридор должен покрывать заправками один инвестор – только в этом случае он может рассчитывать на субсидии. Это, по мнению игроков рынка, контрпродуктивно – нескольким компаниям вскладчину закрыть одну федеральную трассу было бы много проще, деля инвестиционные риски.

Вторая проблема заключается в том, что источник субсидирования обязывает инвесторов строить криоАЗС исключительно вдоль трасс, но подходящих свободных участков нет. Нужно убедить правительство в том, что заправки на небольшом отдалении от магистралей будут столь же эффективны. Третий барьер – это требования по локализации оборудования к строителям криоАЗС, которые тоже невыполнимы, поскольку большинство позиций оборудования в России не производятся. По словам Зинина, на отказ правительства от принципа локализации рассчитывать не приходится, однако можно дискутировать по поводу степени этой локализации. Только лишив эти вопросы, рынок сможет перейти к концепции многотопливных заправок на базе существующих АЗС, так как все виды топлива, включая не только газ, но и электричество, а в будущем – и водород – члены ассоциации склонны развивать параллельно.

«Тема СПГ активно развивается только в последние пару лет, когда возник спрос: появилась техника и первые заправочные станции, - по просьбе "Вестей КАМАЗа" Зинин попытался спрогнозировать сроки, в которые автомобили на СПГ смогут выходить на трассы без риска не доехать до очередной заправки, - Учитывая активность участников рынка, мы ожидаем, что до середины следующего года некоторые базовые транспортные коридоры – например, Челябинск-Санкт-Петербург через Москву, - скорее всего, уже будут закрыты заправками. Каждое из направлений нужно рассматривать отдельно. У М-4 «Дон» своя проблематика, у восточных трасс – своя, ведь помимо инфраструктуры требуется и доступ к ресурсу. Нужны мощности для производства малотоннажного СПГ. По М-7 к концу года теоретически тоже уже можно будет проехать с учетом предложения "КАМАЗа", который заявил о запасе хода 1800 километров. Но это только теория, так как есть нюансы эксплуатации техники, есть остановки в пути и непредвиденная логистика. М-7 проходит и через Татарстан, и через Башкортостан, а этот регион тоже очень активен в контексте развития СПГ, так что перспективы есть. Обе республики являются безусловными точками роста».

Фото: "Вести КАМАЗа"/Виталий Зудин

0
6
1502
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
Снесите! Площадей хватает, зачем это убожество, кому оно нужно?
Татьяна Гурьева обратилась к мэру с требованием заблокировать стройку в 49 комплексе
18.04.2024 15:57
сосиски в рейтинге Госалкогольинспекции - прям реклама закуски
Челнинские сосиски заняли четвертое место в рейтинге Госалкогольинспекции РТ
18.04.2024 15:48
Такое чувство, что пока потерпевших не начнут наказывать, они так и будут помогать мошенникам. Страх наказания может им помочь не поддаться на уговоры?
«Престарелую женщину убедили - брала у других деньги, переводила, и думала, что помогает»: за квартал челнинцы отдали мошенникам 180 миллионов
18.04.2024 15:46
Нет предела тупости потерпевших. И жизнь их не чему не учит.
«Престарелую женщину убедили - брала у других деньги, переводила, и думала, что помогает»: за квартал челнинцы отдали мошенникам 180 миллионов
18.04.2024 15:00
Комментарии

6

Ваш комментарий
05.04.2022 16:28
Гость 306

Спг это очень выгодно - факт. Но вся выгода убивается гигантскими очередями на заправке (Екатеринбург), новатек крайне хреново реагирует на огромный спрос и не предпринимает абсолютно никаких действий, уже и звонили и писали все бесполезно. Бочка как стояла на 6 тонн так и стоит, очередь как была перманентно из 15-25 машин так и стоит, в любое время дня и ночи

Ответить (0)
23.09.2021 13:33
Гость 482

СПГ уже не модно... Посмотрите на сколько подорожал ГАЗ вообще. Цена пропана за 30 рублей ушла, с 18.Это примерно на 40% подорожал газ. И в чем выгода СПГ. Также к концу 2021 началу 2022 поднимется цена и на него,%-в на 15. А обслуживание автотехники, а ремонт. Намного затратнее, чем бензин или дизель. не говоря уже о безопасности эксплуатации. В российской действительности много дураков, которые не задумываются о обслуживании, элементарной проверке автомобиля на газу. Гоняют так, пока не развалится, не встанет сломанная....

Ответить (1)
23.09.2021 19:03
Гость 201

В статье речь идёт о сжиженном природном газе (СПГ, LNG), а данный комментарий про пропан (LPG). Сравнение не корректно, т.к. это совершенно другой газ. С другими свойствами и ценообразованием. Цена пропана вообще ничем не регулируется, а здесь поставщики газа ориентируются на стоимость дизтоплива и хотя бы как-то ограничиваются. В целом общался с людьми у которых 5490 на СПГ в большинстве случаев крайне довольны.

23.09.2021 13:14
Гость 41

Цены на газ приближаются к бензину, для чего платить за оборудование газомоторное, коль нет перспективы?

Ответить (2)
23.09.2021 19:06
Гость 201

А Вы где-то видели магистральные грузовики на бензине? А цена дизеля тоже дороже бензина... Вот и экономика!

23.09.2021 16:00
Гость 654

Как насчет экологии ?

Сводка СВО: Грузия снова пытается принять «закон об иноагентах» под аккомпанемент протестантов; РФ выводит миротворцев из Карабаха
Сводка СВО: аудиторы нашли в минобороны Украины нарушения на 23,5 миллиарда; командир чеченского спецназа занял пост в минобороны РФ
Сводка СВО: Калининград объявил о финансовой поддержке репатриантов; Штаты хотят вернуться в «договор о ядерном разоружении»
Сводка СВО: иранцы атаковали Израиль; французы прислали Киеву первых легионеров
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть