Ценную находку обнаружили сотрудники отдела технического контроля автосборочного производства ДТК, которое располагается на площадке автомобильного завода ПАО "КАМАЗ". Там нашли госномер с обозначением «проба» – такие выдавались камским большегрузам на время испытаний.
«В конце прошлого года в нашем отделе начался ремонт помещений, – рассказала контрольный мастер ОТК Юлия Хотеева. – В одном из кабинетов в деревянном коробе, закрывающем несущую колонну, образовалась щель. Мы заглянули туда и обнаружили металлическую табличку, которая оказалась регистрационным номером автомобиля».
Специалисты департамента техконтроля хотели передать находку в музей АвЗ, но экспонат не подошел, поскольку это музей боевой славы. Фото регистрационного знака было отправлено директору музея «КАМАЗа» Александру Чухонцеву, который и оценил артефакт по достоинству.
«Такие номерные знаки – большая редкость! – заявил Чухонцев. - Судя по цифрам 64-64, этот крепился к одному из автомобилей, собранных сразу после пуска главного конвейера на АвЗ. На фотографиях КАМАЗов, отправленных после митинга 16 февраля в Москву - номера 64-40, 64-38 с тем же обозначением «проба», что и на найденном знаке».
Восемь лет назад госномер, который также идентифицировал тестовый грузовик, в музей передал водитель-испытатель АвЗ Фанис Миннебаев. Он хранил знак 40 лет, передал в отличном состоянии, но машина с номером 64-91, которую испытывал Миннебаев летом 1976 года, была выпущена позже. По словам Чухонцева, номер, полученный в дар от департамента техконтроля, может стать частью экспозиции, посвященной выпуску первого автомобиля.
Нашлись в отделе техконтроля автосборочного производства и документы, которые могут пополнить исторические фонды автогиганта. Во время ремонта из шкафов архива были извлечены руководство по устройству и эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей КАМАЗ, а также каталоги деталей для первых большегрузов 5320, 53212 и 5410.
«Эти документы готовились специально для автоцентров и транспортных предприятий нашей страны. Они могут многое рассказать об организации сервисного обслуживания первых КАМАЗов, – пояснил Чухонцев и, пользуясь случаем, обратился к камазовской части аудитории "Вестей КАМАЗа", - Сейчас во многих подразделениях компании ведутся ремонтные работы. Придется освобождать шкафы и тумбочки, и там наверняка найдется что-то интересное для музея «КАМАЗа». Возможно, обнаруженные документы или вещи станут вкладом в историю крупнейшего в мире производителя большегрузов».
Текст: Татьяна Белоножкина
Фото: Виталий Зудин