В рубрике, посвящённой 45-летию службы качества на «КАМАЗе», в этот раз речь пойдёт о целом коллективе. Бригада № 211 цеха сборки кабин АвЗ, которую возглавляет Алексей Митюшкин, регулярно выполняет план по нормативам качества. Один из секретов успеха в том, что каждый слесарь МСР работает по принципу «3 НЕ».
– Вот 310-й тормозной кран. Он приходит к нам в закрытом виде. Я его открываю и сразу смотрю: здесь должна быть пружинка. Если её нет, значит, это уже брак, и такой кран будет пропускать воздух, о герметичности не может идти речи, – рассказывает старший рабочий Любовь Максимова.
Алексей Митюшкин добавляет, что у опытного слесаря глаз уже намётан, он знает свою операцию и при сборке сразу видит дефекты. А молодого работника ставят к наставнику, и тот ему указывает, какие проблемные места могут быть, на что в первую очередь следует обращать внимание.
Другой пример – воздухозаборные трубы, они приходят с ПРЗ упакованными, чтобы во время транспортировки не было нарушения лакокрасочного покрытия. Тем не менее, слесарь аккуратно снимает обёртку и внимательно осматривает трубу. Даже скол краски является поводом, чтобы отправить её в изолятор брака. И чем сложнее компонент, тем выше ответственность слесаря.
– Панель приборов – это уже более сложный узел, – продолжает делиться опытом бригадир. – В первую очередь изучаем бирку ОТК входного контроля, далее проводим визуальный осмотр, чтобы нигде не было натиров, нарушений ЛКП, смотрим комплектность. Бывает, встречается разрыв жгута, может быть сломана какая-то колодка. Если этого не заметить до установки панели, то потом на этапе сдачи, когда кабина сходит с конвейера, дефект будет сложно устранить из-за отсутствия доступа.
В случае выявления дефекта деталь вывозится в изолятор брака, а там уже комиссия решает, чей брак – поставщика или исполнительский. Так члены бригады следуют первому принципу «3 НЕ» – не принимай брак.
Чтобы самим не производить некачественную сборку, т.е. выполнять второй принцип, в бригаде проводится ряд мероприятий. Например, изготовили купон, на котором указано, какие ошибки могут возникнуть на данной операции, и как не допустить их. А для изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе той или иной проблемы, применяют метод «5 почему»: выясняют, почему возник дефект, и что надо сделать, чтобы его не было. Всё это прорабатывается на собраниях каждый день. В результате количество допускаемых дефектов за смену приблизилось к нулю.
Налажена обратная связь с потребителями автомобилей КАМАЗ, нареканий к качеству работы бригады № 211 не имеется. Это уже выполнение третьего принципа «3 НЕ» – не передавай брак.
Алексей Митюшкин отмечает ещё один фактор, влияющий на работу без брака – отсутствие текучки кадров:
– Мы уже не гонимся за таким показателем как «выполнение плана», потому что бригада укомплектована, все на своих рабочих местах, никому не надо отвлекаться на выполнение дополнительных операций. Есть стимул: 50% премии – за работу без брака. Все понимают, что в первую очередь надо качественную продукцию делать, потом количество.
– За качеством очень следим, иначе премию не получим, – поддерживает в разговоре бригадира Любовь Максимова. – Мы даже не вспомним, когда нас премии лишали, поэтому зарплатой не обижены.
Текст: Татьяна ПАРАМОНОВА.