На днях Афанасьев Алексей Алексеевич – ветеран КАМАЗа прислал в Музей КАМАЗа небольшое письмо.
Предлагаю его вашему вниманию.
«На лучших из людей упало пламя с неба,
Испепелило их - и даже дыма нет».
Омар Хайям.
Сегодня, 20 августа 2020 года, исполнилось бы 65 лет водителю-испытателю Управления главного конструктора КАМАЗа (ныне НТЦ) Лоншакову Виктору Ивановичу!
Исполнилось бы, но...
27 августа 1984 года при проведении ФРИ (форсированных ресурсных испытаний) автомобилей КамАЗ-4310 на Дмитровском автополигоне НАМИ Виктор погиб!
Он ушел «дорогой цветов» 29-летним, на второй день своей свадьбы, заканчивая рабочую смену, на последнем круге специальной дороги полигона (так называемой «булыжной мостовой ровного замощения»), со спокойным выражением лица, так и не узнав, что за «пламя» забрало у него жизнь!
А путь к такому финалу начался где-то в 1977 году, когда «лепшие» друзья Витёк и Валерка Каблуков «летели» наперегонки навстречу своей судьбе, на «пятьсот пятьдесят пятых» ЗиЛках - самосвалах с БСИ на Стройбазу и обратно, устраиваться водителями-испытателями в отдел доводки автомобилей типа 6х4 и 6х6 УГК КАМАЗа.
В начале своей романтической деятельности Виктор участвовал в испытаниях опытных образцов автомобилей типа 6х4, в том числе в заводских испытаниях «тяжёлой седёлки» КамАЗ-54122, «добравшейся» до главного конвейера в изрядно облегченном варианте (в том числе и по грузоподъёмности), и известной широкой публике, как КамАЗ-54112.
С появлением «вездеходов», он плотно занялся их «объездкой».
Все новации конструкторов в этом направлении, макетные и опытные образцы «прародителей» нынешних «Мустангов», ещё не имеющие «имени», а только буквенно-цифровые индексы типа «Э6310».
«Э6320», «4910» проходили через его руки, превращаясь по мере «взросления» в «Королей», «Баррели», «Мотовозы» и, как апофеоз, семейство армейских автомобилей многоцелевого назначения «Мустанг».
В компетенции УГК входило и проведение ресурсных испытаний серийно выпускаемых 6-ти тонных (ЗиЛовский вариант-5 тонн) автомобилей КамАЗ-4310 с целью подтверждения заявленного в ТУ ресурса.
В тот злополучный день причиной трагедии стало разрушение шпилек крепления кронштейна верхней реактивной штанги среднего моста, который, «раскорячившись», поспособствовал опрокидыванию автомобиля.
Смятая, как консервная банка, кабина не оставила Виктору шансов выжить...
Во второй книге воспоминаний В. Н. Баруна «Тревога. Записки Главного конструктора» есть такие: «Разбивались насмерть водители опытных автомобилей».
Однако почему Владимир Наумович не называет их имён?
Почему не отдаёт должного подчинённому, заплатившему своей жизнью за процветание завода, не только установкой хотя бы памятной доски в вестибюле главного корпуса НТЦ, но и в своих воспоминаниях?
Нет ответа...
В то же время приведённое в книге 23 года назад суждение Владимира Наумовича о том, что «...нужно изменить отношение к ветеранам КамАЗа и отдать должное тем, кто не по своей воле сходил и сходит с дистанции» актуально и по сей день, хотя бы в отношении Лоншакова Виктора Ивановича!
Светлая ему память!
P. S.
Поговаривают, что в России, как в сказке, откуда не возьмись, появились «новые люди»?
Есть ли такие люди на «КАМАЗе»?
Если есть, то может они смогут вернуть память о Лоншакове Викторе Ивановиче из бездны беспамятства?»
Виктору светлая память он был редким широкой души человек и останется токим веселой улыбкой на вечно внашей памяти
Ответить (0)Виктору светлая память он был редким широкой души человек и останется токим веселой улыбкой на вечно внашей памяти
Ответить (0)Вечная память!
Ответить (0)руководство плевать хотело на ветеранов КАМАЗа, увольняют ещё работающих, а о неработающих и подавно забыли
Ответить (0)спасибо, Алексей!
Ответить (0)Поддерживаю. Замечательная идея. И КАМАЗ, и город должны знать своих героев
Ответить (0)