USD

91,8239

EUR

98,9461

Казань

Наб.Челны

USD

91,8239

EUR

98,9461

Казань

Наб.Челны

Поделиться Vk

«Отбирается оборудование, исключающее тяжелый труд»: как строили кузнечный завод «КАМАЗа»

594
0
0
0

Шесть десятков проектных институтов, курс на автоматизацию производства и завод мощностью 300 тысяч суточных поковок на выходе: строители камазовской «кузницы» - о том, как все начиналось.

ОТ ПРОЕКТА ДО СТРОИТЕЛЬСТВА

Точкой отсчета в истории кузнечного завода стало 30 июня 1971 года, когда экскаваторщик управления механизации строительства А. Совчук вынул первый ковш грунта на площадке под одним из его корпусов. Но почти за год до этого события, 16 июля 1970 года, директором кузнечного производства строящегося Камского автозавода был назначен Алексей Суббота, до этого уже прошедший семилетнюю директорскую «практику» на кузнечно-штамповочном заводе в запорожском городе Токмак. На "КАМАЗе" перед ним стояла задача параллельно вести проектирование, строительство и закупку оборудования. Такой опыт стал первым в СССР.

Алексею Павловичу было 40 лет, когда он приступил к обязанностям на строящемся "КАМАЗе". Работа началась с московской дирекции. Вслед за ним в августе 1970-го из Токмака приехал в Москву Владимир Семендий, назначенный главным инженером кузнечного производства. К этому времени «кузница» уже имела генплан. Суббота его принял, кроме 3-го корпуса, где по проекту предполагалось установить шесть молотовых линий. Директора не устроило устаревшее оборудование, он настоял на закупке кривошипных горячештамповочных прессов и автоматических линий. В 1970-е это решение стало поистине революционным.

Над проектированием кузнечного работали 60 институтов. С ними сотрудничали первые сотрудники завода, формировались заявки на оборудование. Универсальные машины для формообразования поковок были закуплены у Новокраматорского машиностроительного завода и фирм Šmeral, Eumuco, Hasenclever.

«Отбирается, прежде всего, такое оборудование, которое бы начисто исключало тяжелый физический труд из производственного процесса, - излагал в 1973 году замдиректора кузнечного завода по производству Мельниченко, - Для обработки коленчатого вала и балки передней оси, например, фирмы предлагают пока отдельные разрозненные станки. Нашим нужна линия с законченным технологическим циклом. «Кузница» – сердце "КАМАЗа". Ее проектная мощность - 300 тысяч тонн поковок в год, и подавляющую часть этой продукции будут изготавливать автоматические линии».

В 1971-м в Набережных Челнах началось строительство самого завода. «Когда приехали на место, долго искали, где должно начаться строительство. Кругом голое поле, никакого ориентира, - вспоминал позже один из прибывших на стройку молодых специалистов Е. Кислицын, - Обнаружили посадку, ведущую на Азьмушкино, и фундамент на площадке ПРЗ. Вот по этим приметам вычислили то, что искали. Затем подъехал автоскрепер. Водитель подтвердил: «Да, здесь будет кузнечный завод». Мне было велено копать…»

1971 год. В московской дирекции «КамАЗа» появились три первых сотрудника кузнечного: директор Алексей Суббота, главный инженер по производству Владимир Семендий и замдиректора по производству Валентин Мельниченко:

«КУЗНИЦА НАЧИНАЛАСЬ ПОЗЖЕ»

Генподрядчиком строительства кузнечного стало СМУ-1 «Автозаводстроя». К возведению корпусов приступили позже других. Летом 1971 года на строительной площадке был снят верхний слой грунта, а первая документация на строительство начала поступать лишь зимой 1972-го. Весной начали бурить сваи на площадках корпусов №№ 1 и 3.

По генплану в состав завода входили пять производственных корпусов и три соединенных с ними пешеходными тоннелями АБК. Объектами первой очереди стали корпуса №№ 1 и 3, вспомогательные цеха и заготовительный корпус.

«Кузница начиналась позже, – вспоминал начальник СМУ-1 П.Прихожан, – а потом взяла темп». В этом была заслуга монтажников СУ-138 «Криворожстальконструкции». К монтажу каркасов корпусов кузнечного завода приступили в мае 1972 года и выполнили годовой план строительно-монтажных работ к 30 декабря. Так удалось наверстать упущенное время и на всех корпусах кузнечного завода смонтировать около 10 тыс. тонн металлоконструкций.

В 1973 году кузнечный продолжал строиться. Все бригады работали с подъемом, ежемесячно перевыполняя задания. Работы на всех объектах кузнечного завода были выполнены досрочно и с хорошим качеством. Государственный план строительно-монтажных работ и обязательства коллектива 1973 года были успешно выполнены: возвели производственные корпуса №№ 1, 3 и 5. Работы над корпусом № 4 были завершены в первом квартале 1974 года.

Строится кузнечный:

Текст: Ирина Низамиева.

0
0
594
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

• • • Все новости автора

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
Наш город самый красивый!!!
«Родина-мать» с триколором и георгиевские ленты: исполком показал, как украшен город ко Дню Победы
08.05.2024 13:56
Интересно, одни валят, другие убирают
Экологи нашли еще одну незаконную свалку в промзоне Челнов
08.05.2024 13:43
ЭТО УЖАС....
В Челнах мужчина затащил пенсионерку в квартиру и пять часов насиловал ее
08.05.2024 13:40
Они перепутали, это были не бобры, а годзилла
Мост, бобры, сапборды: архитекторы ответили на вопросы челнинцев о Лесном озере
08.05.2024 13:32
Комментарии

0

Ваш комментарий
«Родина-мать» с триколором и георгиевские ленты: исполком показал, как украшен город ко Дню Победы
Сводка СВО: украинцам грозят увольнениями за сокрытие сведений о родственниках в России; 80% денег из поддержки США останутся внутри страны
Сводка СВО: Беларусь готовится ко внешним и внутренним диверсиям; Пентагон поощряет идею ударов по Крыму ракетами Atacms
Новый генплан Челнов требует строительства 20 школ и 30 садиков за шесть лет
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть