«КАМАЗ» записал в свой актив важную победу: выигранный тендер на поставку в этом году в Москву ста электробусов. Каковы особенности выполнения заказа, и какие перспективы связываем мы с нашими «первыми ласточками», – на эти и другие вопросы ответил «Вестям КАМАЗа» заместитель генерального директора по пассажирскому транспорту ПАО «КАМАЗ» Николай Пронин.
– Николай Николаевич, если брать грузовые камазовские объёмы, сто штук – заказ не очень крупный. Но ведь электробус – наш инновационный продукт?
– Даже по автобусным меркам сто единиц – это уже крупный контракт. Здесь – электробусы. Возможно, он станет даже крупнейшим в Европе. Поэтому я оценил бы масштаб как большой и очень знаковый. Во-первых, показателен уже сам факт, объём закупки Мосгортранса: с приобретением 200 электробусов (вторую сотню поставит ГАЗ) формируется целый парк, который начнёт работать на потребности столицы и на экологию. Он концентрируется в одном месте, в 6-м троллейбусном парке, где и будет обслуживаться. Второй знаковый момент – впервые мы вошли на рынок Москвы с пассажирским транспортом. Да, были поставки самосвалов, спецтехники КАМАЗ, коммунальных машин, но пассажирского – впервые.
Николай Пронин: «Мы впервые вошли на рынок Москвы с пассажирским транспортом»
– Речь о том самом электробусе КАМАЗ-6282, разработке НТЦ, прошедшем за два года столько видов и этапов испытаний?
– Именно о нём, низкопольном, вместимостью 85 пассажиров, усовершенствованном и доработанном камазовскими конструкторами, всякий раз получавшими по результатам испытаний «домашние задания». Последний цикл был с 23 октября по 30 апреля. В реальных условиях сначала без груза, потом с балластом и, наконец, с перевозкой пассажиров успешно преодолён зимний период низких температур, за это время перевезено 1299 пассажиров, пройдено 6151 км пути. Буквально по каждому дню фиксировались все нюансы эксплуатации.
– Какие особенности у этого заказа?
– Поставляем не только технику, но и 31 ультрабыструю зарядную станцию (сейчас решается вопрос об их унификации, «КАМАЗ» будет закупать их у одной из партнёрских фирм). Кроме того, мы должны обеспечить контракт жизненного цикла на 15 лет. Это означает, что в ближайшее время в Москве будет создан сервисный центр для обслуживания экологичной пассажирской техники КАМАЗ. Нельзя не отметить и массу требований МГТ к продукту, которые были отражены в техническом задании – более тысячи, от смены маски до телеметрического оборудования. Если стандартное техзадание – это две-три странички, то здесь оно заняло свыше 150 страниц. В требованиях заказчика также поддержание коэффициента технической готовности на очень высоком уровне: 0,9 – по машинам и 0,97 – по зарядным станциям.
– Вопрос с зарядкой был одним из самых проблемных.
– На сегодня полная зарядка осуществляется за 24 минуты, и это не предел. Пока у электромашин очень дорогие батареи, но лучшие умы работают и в этом направлении. Мы добиваемся того, чтобы наш электробус стал одним из самых «умных», высокотехнологичных продуктов «КАМАЗа».
– Где «КАМАЗ» организует площадку по сборке электробусов?
– Мы посчитали для выпуска этой партии наиболее целесообразной площадку в Нефтекамске, в рамках автобусного производства – с организацией дополнительных рабочих зон. Понятно, что технологический маршрут там сейчас не стопроцентно соответствует новому проекту: от сборки обычных наших автобусов электробусы отличаются своей электрической частью. Обучение на месте и контроль за её установкой обеспечат компании-партнёры проекта. У нефазовцев уже есть опыт освоения в таком формате сборки газовых автобусов. Работники, которые будут заняты исполнением заказа, приобретут новые компетенции. Первый электробус мы должны собрать и отправить в Москву уже в июле, ещё 14 – в августе, далее – по условиям контракта.
– Выиграть тендер было сложно?
– Как любой конкурс. Я бы отметил в этом проекте, особенно в последний год, достаточно грамотно организованную совместную работу всех сторон: нашего блока с блоком развития, Мосгортрансом и департаментом транспорта города Москвы. Все техзадания обсуждались публично, всё было прозрачно. Высокие требования – объективная необходимость. Важно, что все слышали и понимали друг друга.
– «КАМАЗ» рассчитывает на то, что этот заказ не станет разовым?
– Весь мир сегодня движется по «зелёной улице» – мэр Москвы уже заявлял о намерении полностью отказаться от закупок дизельных автобусов с 2021 года и перейти на электробусы. Мы можем предложить столице и наши экологичные газовые автобусы, осваиваем и троллейбус. Наша цель – уметь предложить каждому городу, региону, в зависимости от климата и инфраструктуры, разные варианты, своё, оптимальное именно для них, решение. Это нашло отражение в Стратегии «КАМАЗа» по пассажирскому транспорту, принятой в ноябре прошлого года. Электробусы – продукт для крупных городов, для курортных зон (в Крыму, например, даже воздух совсем другой – как не думать о том, чтобы сохранить такие оазисы?). Троллейбусы актуальны там, где сохранилась контактная сеть – кстати, очень дорогая. На дизельные экологичные автобусы тоже есть спрос. Мы намерены развивать нашу линейку пассажирских машин не только «вглубь», то есть с различными источниками энергии, но и вширь, чтобы иметь возможность предложить клиенту и особо большой автобус, и средний. Имея базовую машину, далее менять размерность, схемы компоновки – как принято в обычной мировой практике. Задачи по расширению модельного ряда перед конструкторской службой уже обозначены.
Большой интерес вызвал электробус КАМАЗ-6282 на VIII специализированной выставке «Электротранс-2018», проходившей в Москве в конце мая. Наравне со столичными, внимание к новинке проявляли и региональные перевозчики.
Целевой аудиторией были руководители муниципальных предприятий, ПАТП, представители коммерческих компаний, специализирующихся на городских пассажирских перевозках. В унисон с отраслевыми тенденциями они начинают готовить свою инфраструктуру для эксплуатации электробусов. «Нашей задачей на выставке, – отметил руководитель службы продвижения пассажирского электротранспорта ПАО «КАМАЗ» Алексей Сергеев, – было донести до них как можно больше информации. Многие не знают, что программа субсидирования электротранспорта распространяется не только на трамваи и троллейбусы, но и на электробусы».
В рамках выставки камазовцы провели переговоры с потенциальными поставщиками компонентов: увеличение доли российских комплектующих в составе электробусов позволит снизить их себестоимость.