Несмотря на то, что сейчас Виталию 32 года, ровно половина его жизни тесно связана с «КАМАЗом». С 18 лет, когда учился в Техническом колледже им. В.Д. Поташова по специальности «Технология машиностроения», он ежегодно проходил производственную практику на заводе двигателей и на ЗЗЧиК. Позже, в 2010 году, будучи студентом Набережночелнинского филиала К(П)ФУ, устроился слесарем МСР в опытно-промышленное производство НТЦ и проработал год. В 2014-м, уже имея диплом по специальности «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)», пришёл в НТЦ на постоянную работу.
– Виталий, когда у вас стал проявляться интерес к изобретательству? За что получили свой первый патент?
– Ещё малышами в деревне срывали с дерева ветку подлиннее и делали из неё удочку, закрепляя на ней катушку, кольца... Всегда была тяга что-нибудь соорудить: дом, гараж, баню, сарай на даче, и мы с братом всё строим сами. Если говорить об изобретательстве, связанном с патентной деятельностью на «КАМАЗе», то я стал заниматься им сразу, как начал работать конструктором. Первый патент получил за кронштейн рессоры. Потом, в 2014 году, принял участие в Форуме молодых изобретателей и рационализаторов РТ. Вошёл во вкус, начал придумывать, патентовать.
– Как возникает идея? Долго ли её вынашиваете?
– Идеи возникают по-разному: изучая конструкции, пересматривая фото, чертежи различных деталей и узлов, что-то перенимаю для своих разработок. Изучаю автомобили вживую, советуюсь с коллегами, с рабочими, с водителями. Идею воплощаю практически сразу, но долго приходится доводить её до логического итога – дорабатывать, совершенствовать. На сегодняшний день у меня 46 патентов на полезную модель.
– Лучшим изобретателем стали впервые?
– Как раз в 2019 году всё и началось: «Инженер года» в номинации «Инженерное искусство молодых», второе место в конкурсе «Лучшее изобретение года» и звание «Лучший изобретатель года». В прошлом году, по итогам 2018-го, неожиданно для себя оказался в пятёрке лучших, получил Почётную грамоту. Поверил в себя, установил планку повыше – и вот результат. Звание «Лучший изобретатель года» дают не за конкретное изобретение, это наибольшее суммарное количество достижений в изобретательской и рационализаторской деятельности за весь год. Но всё-таки самое весомое, на мой взгляд, изобретение – «Механизм блокировки рессоры подвески», так как оно оказалось среди лучших изобретений года.
– В чём смысл изобретения и где этот механизм применяется?
– Механизм блокировки рессоры подвески транспортного средства, или, как мы его называем, выключатель, используется при авиатранспортировании грузового автомобиля. Принцип работы как у домкрата. Выключатель устанавливается между рессорой и рамой в передней части автомобиля и между мостом и рамой – в задней. Затем выкручивается распорный винт с пятой, раздвигая рессору. Таким образом, между рессорой и рамой не остаётся пространства для перемещения, и колебания автомобиля при транспортировке исключаются. Механизм для блокировки рессоры был изготовлен в опытно-промышленном производстве НТЦ, здесь же провели стендовые испытания и макетирование. Затем мы с коллегами ездили на военный аэродром Чкаловский в город Щёлково Московской области для сопровождения специальных лётных испытаний по оценке возможностей авиатранспортирования автомобиля КАМАЗ-5350. Там мне посчастливилось собственноручно швартовать два грузовика на борту самолёта Ил-76 и устанавливать выключатели подрессоривания. Было очень интересно и познавательно. В ходе такой практики выявляются тонкости, которые легко упустить при проектировании в среде 3D-моделирования.
– Что для вас значат ваши изобретения?
– Придумывать новое, полезное для меня – значит улучшать мир вокруг. Кроме этого, реализуется потенциал, происходит саморазвитие, да и просто интересно этим заниматься. А когда занимаешься тем, что тебе по душе, жизнь становится насыщенной, а это – одна из составляющих счастья.
– Какие планы на ближайшее время?
– Кроме имеющихся патентов, поданы и ждут решения ещё 10 заявок на полезную модель, 10 находятся в стадии разработки. Например, сейчас я работаю над выключателем, который будет блокировать не только ход сжатия, но и ход отбоя подвески, то есть удержание автомобиля от хода и вверх, и вниз. Для этого уже применяются швартовочные цепи, тросовые ограничители. Но моя цель – объединить обе эти функции в одном приспособлении, чтобы цепи испытывали меньше нагрузок, а значит, ещё меньше колебаний и рисков обрыва, что повышает безопасность.
Текст: Татьяна ПАРАМОНОВА. Фото: Виталий ЗУДИН.
В ПДД чётко прописано, что переходить дорогу, как в данном случае, нужно только под прямым углом, а она по диагонали переходила.
Дело водителя грузовика, задавившего челнинку у остановки, передано в суд сегодня в 10:28Судя по покрытию дороги и бордюрам - это пешеходная дорожка. Так что правильно сделали, что дерево оставили, вырубить всегда успеется.
ПАД сохранил дерево, огородив его на краю дороги сегодня в 09:04Большому кораблю большие весла.
Фарид Салахов переизбран на должность руководителя исполкома Челнов единогласно сегодня в 08:39Спасибо за очень хороший подарок!
В новогодних подарках от «КАМАЗа» дети найдут караоке, пластилин и сладости сегодня в 08:32
Гость .60
12 мая 2020 в 20:03
И это лучшее его изобретение?
Гость 252
13 мая 2020 в 11:53
Рукожопые там все,а не изобретатели. Сам поработай на своём изобретении.
Гость 5.3
13 мая 2020 в 22:24
Мдээ, придумал хрень какую то
Гость .35
14 мая 2020 в 08:43
Изобретения, звания, награды, информация и т.д. - все потеряло реальную ценность .Очковтирательство...
У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!