На международную конференцию «Переход поставщиков ПАО «КАМАЗ» к международному стандарту IATF 16949. Риски. Возможности», прошедшую
на площадке автомобильного завода, собрались представители порядка 150 предприятий-поставщиков (около 250 человек), перед которыми выступили признанные эксперты по сертификации, специалисты компании и их коллеги-гости, уже имеющие опыт внедрения новой версии стандарта.
Суть в том, что с 15 сентября этого года заканчивается действие прежней версии стандарта ISO/TS 16949, по которому предприятия автопрома работали 10 лет. Сейчас ситуация такова: либо они должны успеть сертифицироваться по IATF в его новой редакции, либо… Но этот вариант вряд ли приемлем.
Мир меняется
Тон задал заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» по закупкам Рустам Шамсутдинов:
– Цель конференции – довести до вас комплекс современных требований и ожиданий «КАМАЗа». Надеюсь, что подготовка станет для вас не просто получением очередного сертификата – под новые системы вы сможете модернизировать свои производства, совершить определённый технологический прорыв и получите конкурентные преимущества среди производителей автокомпонентов. Только это поможет «КАМАЗу» (и вам!) оставаться, а некоторым – стать лидерами автомобильного рынка, и удовлетворять растущие потребности наших потребителей. Мир сейчас меняется, создаются цифровые платформы, много изменений и вообще в плане подходов бизнеса.
Рустам Шамсутдинов: «Цель конференции – довести до поставщиков комплекс современных требований и ожиданий «КАМАЗа»
Качество автомобиля КАМАЗ, отметил Рустам Данисович, сейчас практически на 70% зависит от поставщиков. Новый стандарт должен вести к снижению дефектности автомобиля и повышению его надёжности в эксплуатации.
Входной контроль? Выходной!
Тема получила развитие в других выступлениях. Тезисно обозначив перспективы развития нового модельного ряда автомобилей КАМАЗ, электробусов, беспилотников и двигателей, директор департамента по развитию поставщиков ЦЗ Эдуард Камалеев заметил: то, что ещё вчера казалось невозможным, сегодня – реальность. Автомобиль становится всё сложнее, поэтому ответственность за инжиниринг ложится на поставщиков в полном объёме. В закупочной деятельности определён ряд направлений, которые предстоит реализовать вместе с поставщиками. С 2016 года ЦЗ работает с поставщиками по чек-листам (они размещены на портале закупок), с прошлого года по новой системе проводятся аудиты, определены три зоны в оценке уровня поставщиков. Цель – достижение категории отличных поставщиков не менее 80%, переход на долгосрочные контракты (на пять-семь лет) и обеспечение ежегодного снижения по плановой стоимости покупных ТМЦ.
Ещё один немаловажный фактор – входной контроль. «КАМАЗ» будет не просто уходить от него, но передавать функцию поставщикам – как выходного контроля, при этом оказывая информационную и методическую поддержку. Уже с апреля начинаются курсы по обучению на Фабрике процессов.
Директор центра закупок Виктор Бурасов заметил, что с мая производство «КАМАЗа» переходит на темп четвёртого квартала прошлого года по выпуску автомобилей, сегмент нового модельного ряда в объёме выпуска в этом году вырастает до 10,5 тыс. единиц, а в следующем и вовсе займёт 60-70%. Система поставок точно в срок, точно на конвейер будет играть как никогда значимую роль, усилил акцент Виктор Арсентьевич: «Именно этим обусловлен переход входного контроля на площадку поставщика. Мы активно занимаемся консолидацией закупок, поскольку в ЦЗ на сегодня перешла ответственность за обеспечение комплектующими ТЗА, «НЕФАЗа», в зону нашей ответственности входят теперь и предприятия группы ОАТ: возможно, они станут вашими субпоставщиками».
Устами экспертов
Форс-мажорные обстоятельства не позволили прибыть на конференцию зарубежному эксперту – главному специалисту надзорного офиса SMMT IATF Ричарду Хаммонду. Его презентацию озвучил уполномоченный для этой цели Дмитрий Семибратов – генеральный директор ООО «ЮРС-Русь». В идеологию нового стандарта, отметил он, заложены идентификация и измерения, направленные на дальнейшие улучшения, в первую очередь – на предотвращение появления дефектов внутри организации. Приведённые им данные мировой статистики по сертификации говорили о том, что в этом плане отечественные предприятия выглядят куда как бледно. Лишь 382 площадки в России и СНГ полностью могут выполнить требования международных стандартов (в Китае, для сравнения, около 30 тыс.). «Необходимо просто захотеть, остальное – лирика», – довольно жёстко заметил выступант.
«У нового стандарта есть риски при внедрении, но и свои возможности в виде новых методик», – обозначил горизонты аудитор международного органа по сертификации URS, аккредитованного IATF, Евгений Яблоков. И более конкретно остановился на том, что меняется в новой версии IATF. Во-первых, объём: в новом стандарте информации содержится примерно в три раза больше, и это обобщение специфических требований потребителя. У «КАМАЗа», по его словам, специфические требования сформулированы чётко, ясно и размещены на портале закупок. Во-вторых, более детально представлен тезис о выпуске соответствующей продукции. В-третьих, довольно большой раздел – планы действий в нештатных ситуациях: нужно заранее предусмотреть, «что может пойти не так», оценить и разработать под эти обстоятельства планы действий. Рискам в стандарте IATF уделено особое внимание. Кроме всего прочего, важно иметь чётко построенную систему управления безопасностью продукции.
Реальная польза
Опытом работы с поставщиками по международным стандартам поделились гости. Руководитель департамента по технической поддержке и развитию поставщиков СП «Форд Соллерс» Альберт Вазьянский в докладе «Ожидания от поставщика международного уровня» представил преимущества бонусной системы перед минусовой как один из мотивирующих для поставщиков фактор. Начальник отдела качества поставщиков силового агрегата ПАО «АвтоВАЗ» Константин Савельев заявил, что в альянсе определены требования к поставщикам с первичного планирования до завершения жизненного цикла продукта. О том, какие зоны становятся проблемными при внедрении новых требований, поведал директор ООО «Тиссан» Сергей Кибатов. По его мнению, при всём том, что переход на новую версию требует определённых вложений, в том числе – финансовых, польза однозначно есть: это даёт толчок к дальнейшему развитию системы менеджмента качества и производства в целом.
Особое мнение:
Сергей Клейменов – директор ООО «Бизнес-Консалт»:
– В новых стандартах усилена роль потребителя. Поставщики должны слышать, активно изучать и самое главное – быстро внедрять всё, что касается специальных требований потребителя. Тенденции на рынке поставщиков таковы: идёт оптимизация, неуклонное сокращение числа поставщиков 1-го уровня (они либо вынуждены уходить с рынка, либо подтягиваться до 2-3-го уровней), явный крен – в сторону крупноузловой сборки, стремления к монопоставщику. Для поставщиков вопрос занять лидирующую позицию, вложиться в систему, и демонстрировать, что ты лучший – это, на мой взгляд, вопрос желания.
Требования не долго будут статичными, будут идти в ногу с международной практикой и международным опытом, и выражение «чтобы стоять, нужно бежать», остаётся актуальным. Следуя им, поставщики наверняка поднимаются на ступеньку выше. Именно поэтому сегодня приглашены те, кто на российском рынке задаёт вектор развития поставщиков и может служить хорошим примером в плане этих направлений.
Гульсина Шашкова – директор по развитию ООО «Лениногорский механический завод»:
– Мы поставляем на «КАМАЗ» серию масляных насосов, кронштейны, рычаги, участвуем в проекте «Тибет». Получив чек-листы, мы вынуждены были изучить стандарты IATF. Не всё получается сразу, но после обучения, которое провели эксперты «Бизнес-Консалтинг», многое стало понятным. Например, если «КАМАЗ» развивает нас, своих поставщиков, то мы должны развивать своих, доводить до них свои специфические требования. Особое внимание нужно уделять изучению рисков и возможностей, особенно во время APQP-проектов. Большая работа была проведена по обучению работающего персонала на рабочих местах новым специфическим требованиям. Стандарт ИСО /ТУ у нас внедрён, в сентябре-октябре рассчитываем пройти сертификацию по IATF, готовимся по чек-листам, львиная доля работы сделана, подход был выполнен уже с учётом новых стандартов. Самое главное – пройти обучение и найти сильного лидера, который сплотит команду.