30 лет назад, 3 сентября 1991 года вышел приказ генерального директора КАМАЗа №347 «О выведении организационных структур политических партий и массовых движений из АО «КАМАЗ».
Заводские комитеты КПСС прекращали свою деятельность. Появлению этого приказа послужила непростая ситуация в стране. С середины 1980-х перестройка пошла гулять по стране… Беспрецедентная дискредитация отдельных коммунистов и КПСС в целом в средствах массовой информации, пассивность, а в некоторых случаях откровенное предательство партийного руководства, как на высшем партийном уровне, так и на отдельно взятом КАМАЗе, делали своё дело. Бех Николай Иванович - генеральный директор КАМАЗа (внизу на фотографии) ещё в августе 1991 года подал заявление о выходе из республиканского партийного комитета ТАССР.
Вылегжанин Владимир Аркадьевич - секретарь партийного комитета КАМАЗа, бывший в то время членом ЦК КПСС (внизу на фотографии), также заблаговременно подал заявление о выходе из Центрального Комитета партии.
Внизу Постановление совместного заседания парткома и совета секретарей партийных организаций КПСС АО «КАМАЗа» от 27 августа 1991 года.
Если вы посмотрите выдержки из протокола XI партийной конференции, проходившей на КАМАЗе 2 марта 1990 года, то увидите, по каким причинам камазовские коммунисты стали выходить из партии.
Постановление бюро республиканского комитета КПСС и президиума контрольной комиссии республиканской парторганизации от 27 апреля 1991 года также говорит о причинах массового выхода коммунистов из партии.
Повальное движение выхода из партии и сдачи партбилетов камазовцами приобрело в то время невиданный размах. Это было сродни эпидемии.
В Музее КАМАЗа хранятся десятки заявлений о выходе камазовцев из рядов КПСС. Большинство написаны просто, без эмоций, как под копирку. В отдельных заявлениях звучат возмущение и разочарование. Прочтите некоторые из них.
Кому-то выйти из партии было делом пустяковым, как выбросить старые ботинки. А кому-то весь этот «раскардаш» болью отзывался в сердце. Прочитайте заявление о выходе из КПСС камазовца Распопина С.Д. Это ли не трагедия человека, которого предали и посеяли смуту в его душе?
Находились такие, кто выходил из партии, но партийный билет просил оставить. Начальник цеха приспособлений ремонтно-инструментального завода Свиридов Юрий Георгиевич прямо написал: «партийный билет сдавать не буду».
Свиридов Юрий Георгиевич.
Внизу выписка из протокола собрания инструментального завода от 13 марта 1991 года, в котором говорится об исключении Свиридова Ю.Г. из партии.
После выхода приказа №347 в подразделениях КАМАЗа проходили партийные собрания и конференции, где наряду с прочим рассматривался вопрос: «Что делать дальше коммунистам КАМАЗа?»
Хочу вам показать один такой протокол самого первого подобного собрания. Коммунисты комбината общественного питания (КОП) КАМАЗа в день выхода приказа №347 провели свою партийную конференцию, на которой приняли решение о самороспуске. Прочтите протокол конференции от 3 сентября 1991 года. Обратите внимание, как Кривов Александр Ефимович – секретарь партбюро КОП КАМАЗа говорит о сложившейся ситуации. На мой взгляд, эти слова заслуживают уважения!
Кривов Александр Ефимович вместе с другими работниками камазовского общепита во время работы партийной конференции КАМАЗа.Середина 1980-х годов.
Но не все коммунисты КАМАЗа согласились на самороспуск. Осенью 1991 года на КАМАЗе была предпринята попытка сохранения коммунистической организации. Прочтите протокол собрания коммунистов, работающих на КАМАЗе, датированный 23 октября 1991 года.
Внизу резолюции вышеуказанного собрания.
Но, несмотря на действия коммунистов КАМАЗа, Советский Союз упрямо вели к своему распаду другие...
Остаётся отметить, что после этих событий только профсоюзная организация, как массовое движение работников, официально продолжила свою работу на КАМАЗе. Ни КПСС, ни ВЛКСМ после 1991 года уже не занимали ведущей роли в жизни трудового коллектива КАМАЗа.
Помощь в подготовке данного материала оказал Курдин Пётр Геннадьевич.