«Лаборатории завода двигателей начали организовываться в 1974 году.
Они входили в отдел главного металлурга и подчинялись заместителю главного металлурга Горожанинову Юрию Ивановичу, который создавал термогальваническое производство и параллельно организовал все лаборатории завода двигателей.
Среди них были:
- лаборатория физических методов исследований, которая состояла из рентгеновской, деффектоскопии и механических испытаний.
Начальник лаборатории - Муратов Фарид Гильмутдинович.
- лаборатория смазочно-охлаждающих жидкостей и масел.
Начальник лаборатории Сафина А.Г.
- лаборатория главного корпуса завода двигателей.
Начальник – Горожанинова Инна Николаевна (внизу на фотографии).
- лаборатория электрохимии и гальваники.
Начальник лаборатории – Филиппова Нина Федоровна.
О Нине Фёдоровне есть информация в книге "Они были первопроходцами".
- две термических лаборатории в ТГК 302 и ТГК 402.
Начальник лаборатории Миронычева Надежда Семеновна.
.
Внизу на фотографии Шехирева Тамара Алексеевна - старший инженер лаборатории главного корпуса завода двигателей выставляет режим работы спектографа ПГС-2 немецкой фирмы «Карл Цейс Иена» для определения химического состава поршней.
1977 год.
Горожанинов Юрий Иванович курировал строительство помещений лабораторий, завоз, монтаж лабораторного оборудования, подбирал инженерно-технические кадры, сам беседовал лично с каждым, помогал начальникам лабораторий в решении всех трудных вопросов.
Первые анализы по определению химического состава деталей выполнила я в 1975 году, как инженер - спектральщик во временной лаборатории Литейного завода, которая располагалась на территории РИЗа, только во вторую смену, когда было «окно» для выполнения анализов для завода двигателей.
.
Шехирева Тамара Алексеевна - старший инженер лаборатории главного корпуса Завода проводит анализы на временной площадке лаборатории спектральным методом на спектографе ИСП-30.
1975 год.
Первые металлографические исследования старший инженер-металловод Горожанинова Инна Николаевна с лаборанткой Ходыревой С.Н. проводили в лаборатории РИЗа.
Это было в 1975 году.
Позднее производство анализов было организовано на временной площадке завода двигателей.
К концу 1975 года помещение лаборатории главного корпуса завода двигателей было построено, завезено и смонтировано лабораторное оборудование.
Лаборатория главного корпуса завода двигателей состояла из двух лабораторий: химико-спектральной и металлографической.
Начальником лаборатории была инженер-металловед Горожанинова И.Н.
.
Внизу на фотографии лаборатория главного корпуса завода двигателей.
Накануне празднования Нового года.
1979 год.
Слева направо:
1. Горожанинова Инна Николаевна – начальник лаборатории главного корпуса ЗД
2. Шехирева Тамара Алексеевна – старший инженер лаборатории главного корпуса завода двигателей
3. Кулакова Ольга Васильевна – лаборант - спектральщик
.
В химико-спектральной лаборатории я занималась наладкой, настройкой, запуском в работу новейшего спектрального оборудования советского и импортного производства.
Занималась разработкой спектральных методик и обучением первых лаборантов - Зыкиной Т.А. и Кулаковой О.В.
Ведь у меня было специальное образование и практический опыт в подобной лаборатории металлургического завода на Урале.
В химической группе первыми инженерами – химиками были: Макарова Надежда Александровна, Кувалина Фаина Иосифовна, которые занимались настройкой приборов, отработкой ГОСТов, обучением первых лаборантов: Резник В.Ф., Шатиленковой В.И., Мориковой Л.Д.
.
Внизу на фотографии Морикова Любовь Дмитриевна - первый лаборант-химик лаборатории в главном корпусе Завода двигателей определяет процентное содержание хрома в легированной стали методом титровиния.
1978 год.
Позднее в этой группе работали: Сесина В.С., Ашрафулина Ф.Г.
Запуск в работу металлографической лаборатории, что называется «с нуля» выполняла начальник лаборатории главного корпуса завода двигателей квалифицированный инженер – металловед Горожанинова Инна Николаевна, ранее работавшая в металлографической лаборатории на Рославльском заводе «Автозапчасть» (спутник ЗИЛа) и первый инженер –металловед Волчик Г.И.
Позднее у нас работали работали инженеры – металловеды: Шилкина Н.Д., Баженова М.Ю., Казанцева Надежда Владимировна (внизу на фотографии она измеряет микротвёрдость клапана на приборе «Дюримет». Октябрь 1985 года.)
Первые лаборанты - металловеды: Ходырева С.Н., Васильева Р.Г., Фёдорова Г.М.
Лаборатория главного корпуса завода двигателей была самой загруженной лабораторией КАМАЗа как по объему, так и по номенклатуре анализируемых материалов, так как все заводы КАМАЗа работали на «движок».
Основная масса анализов по определению химсостава выполнялась спектральным методом-быстрым и достаточно точным – (120 проб в день на определение 13 элементов в каждой пробе), что позволяло справляться с такими большими объемами и требовало большого количества спектральных методик, так как номенклатура анализируемых материалов была очень большой.
Выбор марок металлов и сплавов по результатам химико-спектрального анализа, протоколы, заключения выдавала именно я.
Все серьезные металлографические исследования проводила начальник лаборатории Горожанинова И.Н. и инженеры-металловеды под ее руководством.
.
Лаборатория главного корпуса завода двигателей выполняла следующие работы:
1. Входной контроль комплектующих металлопроката, заготовок, отливок на соответствие ГОСТов, ТУ с заводов поставщиков со всей страны, а также с заводов КАМАЗа.
2. Анализ рекламационных деталей
3. Анализы по заявкам цехов и служб завода в связи с плохой обрабатываемостью, трещинообразованием и т.д.
4. Технологический контроль качества закалки деталей с установок ТВЧ.
5. Анализ паяльных паст.
6. Приготовление растворов клеймения чернил для самописцев.
7. Контроль сохранности табличек
8. Анализ закалочных жидкостей.
9. Анализ технологических сред (ванн обезжиривания, травления деталей) подкраску в цеховой лаборатории в цехе подкраски двигателя (цех 520)
10. Анализ сточных вод на содержание вредных примесей ( 14 колодцев ЗД) в Каму.
11. Исследовательские работы по браконосным деталям, по внедрению новых материалов на детали двигателя, новых технологий совместно с УГК, Технологическим управлением, Управлением сварки, и другими службами КАМАЗа.
12. Разработка методик для спектрального и химического анализа в связи с расширением номенклатуры материалов.
13. Подбор советских аналогов по химсоставу деталей с импортных станков и автоматических линий.
14. Внутренний и внешний контроль на точность выполняемых анализов.
15. Аттестация лабораторных приборов.
16. Аттестацию лаборатории 1 раз в 5 лет.
17. Обучение школьников Учебно-производственного комбината
.
В 1977 году все лаборатории завода двигателей были переданы в лабораторно-исследовательский центр (ЛИЦ) КАМАЗа, а позднее в управление лабораторно-исследовательских работ (УЛИР) КАМАЗа.
Лаборатория главного корпуса завода двигателей и две термических лабораторий ТГП были названы «экспресс-лабораториями», а другие лаборатории завода – «центральными лабораториями».
Экспресс-лаборатория главного корпуса завода двигателей не только соответствовала «экспресс», но была ведущей по диагностике, и работе по рекламациям деталей двигателя в составе (УЛИР) КАМАЗа.
Она неоднократно была победителем социалистических соревнований среди 41 лаборатории КАМАЗа.
Специалисты лаборатории постоянно повышали свой профессиональный уровень, выступали с докладами на научно-технических конференциях.
В научно-технических журналах неоднократно печатались статьи о металлографических исследованиях начальника лаборатории Горожаниновой И.Н. и мои о спектральных методиках, на которые приходили многочисленные запросы с других заводов СССР.
Горожанинова Инна Николаевна неоднократно была удостоена звания «Победитель социалистического соревнования».
Я проработала в лаборатории главного корпуса завода двигателей с 1975 по 1999 годы.
Была дважды награждена от имени Министерства автомобильной промышленности СССР знаком «Победитель социалистического соревнования» , была занесена на доску почета КАМАЗа (1985), имею звание «Ветеран труда».
Мне дважды присваивалось звание «Лучший специалист КАМАЗа» (1983,1984).
.
Внизу на фотографии Шехирева Тамара Алексеевна - старший инженер лаборатории главного корпуса Завода проводит разработку методик для определения химического состава деталей на спектографе ИСП-30.
1976 год.
Инженер-металловед Шилкина Н.Д. под руководством начальника лаборатории Горожаниновой И.Н. провела исследовательскую работу по выявлению причин поломки поршней и получила «Грамоту Министерства автомобильной промышленности СССР»(1984)
.
Шилкина Нина Дмитриевна (первая слева) - инженер-металловед делает доклад о причинах поломки поршней на семинаре в УЛИР.
1984 год.
В 1986 УЛИР был расформирован и экспресс - лаборатория главного корпуса завода двигателей была передана снова на завод двигателей и выполняла все анализы этого завода.
В 1993 после пожара на заводе двигателей я вновь, как старший инженер, организовала спектральную лабораторию в АБК 307.
Были приобретены и завезены, смонтированы, запущены в работу лабораторные приборы, частично начали выполняться анализы (1997)
Но позднее лаборатория и всё лабораторное оборудование были переданы в термическую лабораторию ТГП, начальником которой была Кузьмич Любовь Ивановна.
В настоящее время начальник лаборатории - Вяткина Надежда Владимировна».
Ну во первых женщина/девушка здесь не при чем, какое подстрекательство, о чем вы господа? Голова должна быть у мужчины/парня на плечах своя, а не "чужая"; если действительно любит так заработай и купи и почему из 29 роз, а не из 3,5,7,...51? Достаточно и 1 розы но купленной на честно заработанные деньги!!! А если подруга неадекватная, жадная до денег то для чего такая ему нужна, любовь любовью, но нужно думать головой прежде чем что то совершить, отдавать отчет за свои действия всегда! По поводу 3700 слишком сумма мала чтобы было уголовно наказуемо, я конечно не слежу за нововведениями законодательства, но из-за глупой выходки получил 1 уголовки, мне просто жалко парня!
Челнинец получил год тюрьмы за букет роз 19 дек в 16:29Гость 819, стабильность подразумевает некие гарантия...? Я прочёл это между строк... и скажите, что я не прав?
В следующем году расходы на коммуналку вырастут на 5,7%, на свет введут несколько тарифов 19 дек в 14:50Гость 1004, почему мимо? все заслужили свои награды, просто так никого не награждали бы.
Спортсмены, эрудиты, волонтеры: на "КАМАЗе" определили активистов года 19 дек в 14:21
Гость
12 дек 2019 в 11:05
Разве инженеры не на категории делятся?
У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!