Рассказывает Шехирева Тамара Алексеевна - старший инженер лаборатории главного корпуса завода двигателей.
«Лаборатории завода двигателей начали организовываться в 1974 году.
Они входили в отдел главного металлурга и подчинялись заместителю главного металлурга Горожанинову Юрию Ивановичу, который создавал термогальваническое производство и параллельно организовал все лаборатории завода двигателей.
Среди них были:
- лаборатория физических методов исследований, которая состояла из рентгеновской, деффектоскопии и механических испытаний.
Начальник лаборатории - Муратов Фарид Гильмутдинович.
- лаборатория смазочно-охлаждающих жидкостей и масел.
Начальник лаборатории Сафина А.Г.
- лаборатория главного корпуса завода двигателей.
Начальник – Горожанинова Инна Николаевна (внизу на фотографии).
- лаборатория электрохимии и гальваники.
Начальник лаборатории – Филиппова Нина Федоровна.
О Нине Фёдоровне есть информация в книге "Они были первопроходцами".
- две термических лаборатории в ТГК 302 и ТГК 402.
Начальник лаборатории Миронычева Надежда Семеновна.
.
Внизу на фотографии Шехирева Тамара Алексеевна - старший инженер лаборатории главного корпуса завода двигателей выставляет режим работы спектографа ПГС-2 немецкой фирмы «Карл Цейс Иена» для определения химического состава поршней.
1977 год.
Горожанинов Юрий Иванович курировал строительство помещений лабораторий, завоз, монтаж лабораторного оборудования, подбирал инженерно-технические кадры, сам беседовал лично с каждым, помогал начальникам лабораторий в решении всех трудных вопросов.
Первые анализы по определению химического состава деталей выполнила я в 1975 году, как инженер - спектральщик во временной лаборатории Литейного завода, которая располагалась на территории РИЗа, только во вторую смену, когда было «окно» для выполнения анализов для завода двигателей.
.
Шехирева Тамара Алексеевна - старший инженер лаборатории главного корпуса Завода проводит анализы на временной площадке лаборатории спектральным методом на спектографе ИСП-30.
1975 год.
Первые металлографические исследования старший инженер-металловод Горожанинова Инна Николаевна с лаборанткой Ходыревой С.Н. проводили в лаборатории РИЗа.
Это было в 1975 году.
Позднее производство анализов было организовано на временной площадке завода двигателей.
К концу 1975 года помещение лаборатории главного корпуса завода двигателей было построено, завезено и смонтировано лабораторное оборудование.
Лаборатория главного корпуса завода двигателей состояла из двух лабораторий: химико-спектральной и металлографической.
Начальником лаборатории была инженер-металловед Горожанинова И.Н.
.
Внизу на фотографии лаборатория главного корпуса завода двигателей.
Накануне празднования Нового года.
1979 год.
Слева направо:
1. Горожанинова Инна Николаевна – начальник лаборатории главного корпуса ЗД
2. Шехирева Тамара Алексеевна – старший инженер лаборатории главного корпуса завода двигателей
3. Кулакова Ольга Васильевна – лаборант - спектральщик
.
В химико-спектральной лаборатории я занималась наладкой, настройкой, запуском в работу новейшего спектрального оборудования советского и импортного производства.
Занималась разработкой спектральных методик и обучением первых лаборантов - Зыкиной Т.А. и Кулаковой О.В.
Ведь у меня было специальное образование и практический опыт в подобной лаборатории металлургического завода на Урале.
В химической группе первыми инженерами – химиками были: Макарова Надежда Александровна, Кувалина Фаина Иосифовна, которые занимались настройкой приборов, отработкой ГОСТов, обучением первых лаборантов: Резник В.Ф., Шатиленковой В.И., Мориковой Л.Д.
.
Внизу на фотографии Морикова Любовь Дмитриевна - первый лаборант-химик лаборатории в главном корпусе Завода двигателей определяет процентное содержание хрома в легированной стали методом титровиния.
1978 год.
Позднее в этой группе работали: Сесина В.С., Ашрафулина Ф.Г.
Запуск в работу металлографической лаборатории, что называется «с нуля» выполняла начальник лаборатории главного корпуса завода двигателей квалифицированный инженер – металловед Горожанинова Инна Николаевна, ранее работавшая в металлографической лаборатории на Рославльском заводе «Автозапчасть» (спутник ЗИЛа) и первый инженер –металловед Волчик Г.И.
Позднее у нас работали работали инженеры – металловеды: Шилкина Н.Д., Баженова М.Ю., Казанцева Надежда Владимировна (внизу на фотографии она измеряет микротвёрдость клапана на приборе «Дюримет». Октябрь 1985 года.)
Первые лаборанты - металловеды: Ходырева С.Н., Васильева Р.Г., Фёдорова Г.М.
Лаборатория главного корпуса завода двигателей была самой загруженной лабораторией КАМАЗа как по объему, так и по номенклатуре анализируемых материалов, так как все заводы КАМАЗа работали на «движок».
Основная масса анализов по определению химсостава выполнялась спектральным методом-быстрым и достаточно точным – (120 проб в день на определение 13 элементов в каждой пробе), что позволяло справляться с такими большими объемами и требовало большого количества спектральных методик, так как номенклатура анализируемых материалов была очень большой.
Выбор марок металлов и сплавов по результатам химико-спектрального анализа, протоколы, заключения выдавала именно я.
Все серьезные металлографические исследования проводила начальник лаборатории Горожанинова И.Н. и инженеры-металловеды под ее руководством.
.
Лаборатория главного корпуса завода двигателей выполняла следующие работы:
1. Входной контроль комплектующих металлопроката, заготовок, отливок на соответствие ГОСТов, ТУ с заводов поставщиков со всей страны, а также с заводов КАМАЗа.
2. Анализ рекламационных деталей
3. Анализы по заявкам цехов и служб завода в связи с плохой обрабатываемостью, трещинообразованием и т.д.
4. Технологический контроль качества закалки деталей с установок ТВЧ.
5. Анализ паяльных паст.
6. Приготовление растворов клеймения чернил для самописцев.
7. Контроль сохранности табличек
8. Анализ закалочных жидкостей.
9. Анализ технологических сред (ванн обезжиривания, травления деталей) подкраску в цеховой лаборатории в цехе подкраски двигателя (цех 520)
10. Анализ сточных вод на содержание вредных примесей ( 14 колодцев ЗД) в Каму.
11. Исследовательские работы по браконосным деталям, по внедрению новых материалов на детали двигателя, новых технологий совместно с УГК, Технологическим управлением, Управлением сварки, и другими службами КАМАЗа.
12. Разработка методик для спектрального и химического анализа в связи с расширением номенклатуры материалов.
13. Подбор советских аналогов по химсоставу деталей с импортных станков и автоматических линий.
14. Внутренний и внешний контроль на точность выполняемых анализов.
15. Аттестация лабораторных приборов.
16. Аттестацию лаборатории 1 раз в 5 лет.
17. Обучение школьников Учебно-производственного комбината
.
В 1977 году все лаборатории завода двигателей были переданы в лабораторно-исследовательский центр (ЛИЦ) КАМАЗа, а позднее в управление лабораторно-исследовательских работ (УЛИР) КАМАЗа.
Лаборатория главного корпуса завода двигателей и две термических лабораторий ТГП были названы «экспресс-лабораториями», а другие лаборатории завода – «центральными лабораториями».
Экспресс-лаборатория главного корпуса завода двигателей не только соответствовала «экспресс», но была ведущей по диагностике, и работе по рекламациям деталей двигателя в составе (УЛИР) КАМАЗа.
Она неоднократно была победителем социалистических соревнований среди 41 лаборатории КАМАЗа.
Специалисты лаборатории постоянно повышали свой профессиональный уровень, выступали с докладами на научно-технических конференциях.
В научно-технических журналах неоднократно печатались статьи о металлографических исследованиях начальника лаборатории Горожаниновой И.Н. и мои о спектральных методиках, на которые приходили многочисленные запросы с других заводов СССР.
Горожанинова Инна Николаевна неоднократно была удостоена звания «Победитель социалистического соревнования».
Я проработала в лаборатории главного корпуса завода двигателей с 1975 по 1999 годы.
Была дважды награждена от имени Министерства автомобильной промышленности СССР знаком «Победитель социалистического соревнования» , была занесена на доску почета КАМАЗа (1985), имею звание «Ветеран труда».
Мне дважды присваивалось звание «Лучший специалист КАМАЗа» (1983,1984).
.
Внизу на фотографии Шехирева Тамара Алексеевна - старший инженер лаборатории главного корпуса Завода проводит разработку методик для определения химического состава деталей на спектографе ИСП-30.
1976 год.
Инженер-металловед Шилкина Н.Д. под руководством начальника лаборатории Горожаниновой И.Н. провела исследовательскую работу по выявлению причин поломки поршней и получила «Грамоту Министерства автомобильной промышленности СССР»(1984)
.
Шилкина Нина Дмитриевна (первая слева) - инженер-металловед делает доклад о причинах поломки поршней на семинаре в УЛИР.
1984 год.
В 1986 УЛИР был расформирован и экспресс - лаборатория главного корпуса завода двигателей была передана снова на завод двигателей и выполняла все анализы этого завода.
В 1993 после пожара на заводе двигателей я вновь, как старший инженер, организовала спектральную лабораторию в АБК 307.
Были приобретены и завезены, смонтированы, запущены в работу лабораторные приборы, частично начали выполняться анализы (1997)
Но позднее лаборатория и всё лабораторное оборудование были переданы в термическую лабораторию ТГП, начальником которой была Кузьмич Любовь Ивановна.
В настоящее время начальник лаборатории - Вяткина Надежда Владимировна».
Разве инженеры не на категории делятся?
Ответить (0)