11 тыс. россиян пострадали от лжеврачей и передали им в общей сложности миллиард рублей. Но есть признаки, по которым всё же можно вычислить мошенников в частных клиниках.
Недавно правоохранительные органы раскрыли сеть лжеклиник, сотрудникам которых удалось обмануть одиннадцать тысяч россиян, сообщает «Лайф». Схема довольно простая: сначала работники call-центров обзванивали граждан, убеждая их пройти обследование. Когда потенциальный пациент приходил в клинику, его встречали «врачи» без медобразования. Они ставили неправильный диагноз, а затем требовали от «больного» срочного и дорогостоящего лечения. Под этим прессингом люди оформляли кредиты на суммы до 500 тысяч рублей. По данным МВД РФ, общий ущерб от преступной деятельности сети клиник – не менее одного миллиарда рублей.
Как не стать жертвой медицинских мошенников?
Не доверяйте дистанционному обследованию!
Поставить точный диагноз по телефону или по скайпу невозможно, даже если симптомы очевидны. Если вам звонят из какого-то call-центра, спрашивают про самочувствие, давление, образ жизни, а потом советуют прийти на осмотр, потому что с вами «что-то не так», – это обман. Клиники могут предлагать скидки, рекламировать новые акции и программы лояльности, мошенники сразу ставят диагноз, хотя всё, что им о вас известно, – лишь номер телефона.
Проверьте лицензию клиники
Клиники работают только при наличии лицензии на оказание медицинских услуг. Её выдаёт Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. Никакие другие органы не могут выдавать лицензию клиникам. Обычно лицензированные клиники размещают сканы своих документов на сайте, где можно изучить дату получения лицензии и наименование органа, выдавшего её.
Врач обязан показать дипломы и сертификаты об образовании
Даже если после обследования вы уверены в компетентности врача, попросите показать документы, подтверждающие его квалификацию. Копии сертификатов, лицензий, дипломов, как правило, должны размещаться на стендах, в кабинетах и на сайте клиники.
Внимательно изучите договор
В медучреждениях пациентов просят подписать договор об оказании медицинских услуг. Изучите каждый пункт. Сейчас нет чётких требований к договорам об оказании медуслуг и клиники часто занижают свою ответственность. Обратите внимание, какие компетенции врачей прописаны в договоре, кто и как будет компенсировать моральный и материальный ущерб. Если в документе просто зафиксирован факт: «Мы окажем вам такую-то услугу», то это просто формальность, которая юридической ценности не имеет и в каком-то непредвиденном случае вам не поможет.
Консультируйтесь у нескольких специалистов
Врачи могут ошибиться. Обратитесь к нескольким специалистам, чтобы удостовериться в правильности поставленного диагноза. Чем больше мнений компетентных врачей пациент соберёт, тем лучше будет для него.
Никаких кредитов!
Медорганизация не может требовать оформления кредита. Мошенники сначала создают потребность у человека в деньгах, а затем подсовывают ему «быстрое решение» этого вопроса. Пациента должно насторожить, что сотрудник частной клиники представляет интересы банка и требует, чтобы пациент оформил кредит на лечение в данном медучреждении. Врач может порекомендовать платные услуги, но не имеет права на них настаивать.
Фото: Анна Мелихова.