Корреспондент «Вестей КАМАЗа» пообщался с первым пресс-атташе футбольного клуба «КАМАЗ» из Набережных Челнов Рамилем Фарраховым, который рассказал историю создания клубной эмблемы, матчевых афиш, командировках в Чехию и стычках с болельщиками «Рубина».
Рамиль Фаррахов всегда был увлечен футболом. Сначала помогал первой профессиональной команде города «Турбина» с выпуском программок к матчам. А через три года стал ярым болельщиком челнинского «Торпедо» (ныне ФК «КАМАЗ», - прим. ред.). На одном из гостевых матчей Рамиль познакомился с тогдашним начальником команды Александром Буровым – он и предложил подойти к тренеру Валерию Четверику. Тот разговор стал судьбоносным.
- Я ему рассказал, что очень люблю футбол и готов делать программки. Еще добавил, что вскоре собираюсь жениться. Это его развеселило. Говорит, будешь добиваться успехов – получишь квартиру. Так я оказался в команде. На тот момент, в 1988-м году программки делал Наиль Сафиуллин, он отдавал материал в СК «КАМАЗ» при Автозаводце Василию Старцеву, а далее их передавали в типографию. Они были в виде обычных брошюр, почти без таблиц.
В обязанности Рамиля в команде входило не только создание программок и афиш, но и организация выездов болельщиков в другие города и многое другое.
- По-настоящему за дело я взялся с весны 1989 года. Первые рукописи готовил от руки и отдавал наборщице типографии «КАМАЗа» Тамаре Константиновне Епифанцевой. Получив листки с текстом программки, ездил в типографию, которая находилась на заводе двигателей. Чтобы в те времена - в отсутствие интернета - собрать результаты матчей, нужно было обзвонить города, в которых играла наша команда. Звонил вахтерам, директорам стадионов, составителям программ, у которых узнавал счет игр и авторов голов. Помимо работы в клубе, был нештатным корреспондентом в городских и республиканских газетах - «Знамя коммунизма», «Рабочий КАМАЗа» («Вести КАМАЗа»), иногда писал в газетах «Комсомолец Татарстана», «Советская Татария». Горжусь, что засветился своими отчетами в «Спорт-экспрессе» и «Советском спорте».
Чтобы привлечь челнинцев на стадион Рамиль Фаррахов садился на свой велосипед и объезжал город, расклеивая объявления о предстоящей игре.
- Камазовская команда набирала обороты. Победы шли за победами. Нужно было привлекать болельщиков на трибуны. Размещал информацию в газетах и на радио, а также расклеивал афиши по городу. Для этих целей выделяли автобус, УАЗик или другую свободную технику. А если свободных машин не было, то садился на велосипед, оборудованный корзиной, в которую загружал десятки афиш и ведро клея. Крутил педали по проспектам, мотался на ГЭС, ЗЯБ и даже на заводы «КАМАЗа». Были случаи, когда водители городских автобусов брали у меня афиши и клеили на стекло, чтобы больше любителей футбола узнали о предстоящем матче.
Именно Рамиль Фаррахов приложил руку и к созданию эмблемы футбольного клуба «КАМАЗ», которая существует по сей день, претерпев небольшие изменения. В следующем году исполнится 30 лет с момента ее появления.
- В 1989 году было принято решение превратить СК «Торпедо» в профессиональный клуб. Работа велась долго, кропотливо. Я своими руками печатал устав и учредительный договор ФК «КАМАЗ». Параллельно велись разговоры о создании эмблемы. Василич (Валерий Четверик, - прим.редакции) остался недоволен работой художников из "КАМАЗархдизайна" и дал мне задание нарисовать символику. Пошел я к себе в комнатушку, взял бумагу, вырезал мяч и лошадку, склеил. Затем написал от руки плакатным пером название клуба и показал Четверику – она ему сразу понравилась. После этого обратился к дизайнеру и другу Алексею Рубцову, который на компьютере в графической программе сделал печатный вариант. Так и попала эмблема на игровую форму футбольного клуба.
Взаимодействовал пресс-атташе и с футболистами челнинской команды. Рамиль всегда доставал для них свежие номера спортивных газет - брал машину главного тренера и ехал на ней с утра на другой конец города.
- Был у нас такой футболист Николай Колесов. Легенда футбольных Челнов! Его любили болельщики, он приносил огромную пользу команде. В свободное от игр и тренировок время Колесов приходил ко мне и просил свежий номер «Советского спорта» или «Спорт-экспресса». Ну откуда в провинциальном городе в 11 утра свежий номер? Приходилось обращаться к Четверику, он давал свою машину и я ехал в сортировочную железной дороги, что в районе «Челны-газа». Там уговаривал женщин продать мне свежие номера газет. Соглашались они с трудом, но все же я добивался своего и вез спортивную прессу в клуб утолять информационную жажду Николая Борисовича (на фотографии по центру).
Были в карьере Рамиля и служебные командировки, в ходе которых случались и необычные истории. Например, в 90-х на одном из матчей «КАМАЗа» в Казани завязалась драка с местными фанатами – пришлось отбиваться. А на игру в Самару челнинских болельщиков до границы города сопровождала милиция.
- Казанский матч 1990-го года сильно запомнился. Болельщиков из Челнов приехало очень много - четыре автобуса. Почему-то организаторы посадили нас на центральной трибуне. Гол Клонцака на восьмой минуте взбодрил нашу торсиду, но сильно расстроил местных. Они начали кидать в нас с верхних рядов бутылки, началась потасовка. Среди нас было двое ребят, владевших рукопашным боем. С их помощью мы дали отпор, после чего казанская милиция вывела нас на другую трибуну и мы до конца спокойно досмотрел матч. Камазовцы в тот день одержали сенсационную и радостную победу. Игра закончилась. Долго ждали пока казанцы уйдут с трибун. Потом милиционеры с автоматами создали для нас коридор и провели прямо по центру поля. Такого я нигде не видел больше. Мы сели в автобусы и еще долго не могли выехать - у одного из автобусов казанские фанаты разбили окно. Например, в 1990-м году он отправился с командой в Чехию.
- Однажды выезжали многочисленным составом болельщиков в Самару. Было заказано два автобуса, а народу пришло больше. Пришлось бежать на Московский проспект и тормозить автобусы. Остановился Икарус, водителя которого уговорили отвезти нас в Самару. Там мы крупно проиграли. Но набрались впечатлений от того, как нас до границы города сопровождали гаишники.
В 1999-м году в связи с уходом Валерия Четверика из ФК «КАМАЗ» и приходом в клуб нового руководства, Рамиль Фаррахов покинул команду. Работал в различных газетах, на заводе, а потом вернулся в спортивную сферу.
- После ухода с клуба, которому отдал самые лучшие годы и познакомился с великолепными людьми - артистами, спортсменами, болельщиками - я много скитался. Работал в газетах, на заводе двигателей слесарем, потом вернулся на работу пресс-атташе в хоккейный клуб «Челны», где провел больше года, и снова ушел на завод двигателей. На заводе собирал коробки передач для грузовиков. В данный момент на протяжении четырех лет живу за городом, занимаюсь сельским хозяйством.
Фото: ФК «КАМАЗ», из личного архива Рамиля Фаррахова.
Не знакома с Вами лично, но статья растрогала. Чувствуется Ваша искренняя вовлеченность и любовь к футболу и команде. Думаю, Вы внесли немалый вклад в популяризацию в городе футбола и ФК. Еще всегда было интересно узнать кто автор такого великолепного логотипа. Удачи Вам, Рамиль!
Ответить (0)это наш человек.
Ответить (0)Спасибо всем, кто написал лестные слова! Мне очень приятно, что меня помнят. В свою очередь и сам вспоминаю живых, общаюсь со многими и помню и тех, кого уже нет с нами.
Ответить (0)Я горжусь что дружусь с великим челевеком,можно сказать человекам легендой в спортивной жизни ФК Камаза изавода двигателей.Удачи тебе друг мой!
Ответить (0)Мой одноклассник. Горжусь!
Ответить (0)Человек-история. Спасибо за эмблему и афиши
Ответить (0)Мм да,хорошо его знал. Годы берут свое.Были времена.
Ответить (0)Талантливый человек талантлив во всем! Здоровья и успехов, Рамиль! Успел и на благо завода потрудиться!
Ответить (0)