USD

76,4408

EUR

86,8215

Казань

-8

Наб.Челны

-9

USD

76,4408

EUR

86,8215

Казань

-8

Наб.Челны

-9
Поделиться FaceBook
Поделиться Google+
Поделиться OK
Поделиться Twitter
Поделиться Vk

Сергей Когогин о «Каме»: «В этом проекте я выступаю инвестором, а не управляющим»

3031
0
4
0

Подводя предварительные итоги 2021-го производственного года, гендиректор ПАО "КАМАЗ" поделился финансовыми прогнозами на текущий и следующий годы, тревогами по поводу затрудненных поставок из-за рубежа, а также раскрыл первые подробности легкового проекта – правда, теперь уже не камазовского.

ВЫРУЧКА 2021 ГОДА УЙДЕТ ЗА 250 МИЛЛИАРДОВ

По прогнозу гендиректора ПАО "КАМАЗ" Сергея Когогина, выручка компании по итогам уходящего года уйдет за 250 млрд рублей, что как минимум на 34,5% превышает оборот 2020-го, когда продажи принесли 185,9 миллиарда. "КАМАЗ" рассчитывает продать к январю 44 тыс. грузовиков, но Когогин предупредил, что остается вероятность «чуть-чуть не дотянуть» до желаемой цифры. Что, впрочем, не критично, поскольку бизнес-план-2021 в любом случае превышен - сейчас, по итогам ноября, на 12%. По сравнению с январем-ноябрем прошлого года оборот вырос на 24%: за истекшие 11 месяцев автозавод выручил 234,7 млрд рублей, продав 38,9 тыс. автомобилей, из которых 5,35 тысячи были поставлены на экспорт. EBITDA составил 19,3 млрд рублей – это плюс 24% к бизнес-плану и плюс 48% к уровню прошлого года. Всеми приведенными цифрами Когогин поделился в рамках ежегодной предновогодней конференции, прошедшей сегодня в московском представительстве компании.

На будущий год Совет директоров, заседавший неделей раньше, утвердил цифры несколько большие: "КАМАЗ" планирует продать 45 тыс. грузовиков, в том числе 6 тыс. за рубеж, и выручить порядка 270 млрд рублей. Инвестиционный план согласован в объеме 18 миллиардов. Единственная из видимых сегодня проблем, которая, по словам Когогина, может помешать реализации обозначенного плана – это поставки, но фронтов у проблемы несколько. Первый – острый дефицит электронных компонентов, масштаб которого обозначал в интервью "Вестям КАМАЗа" заместитель гендиректора по закупкам Равиль Ибрагимов. Остальные барьеры – пограничные: сейчас речь идет о перекрытии для автомобилей китайской границы в Маньчжурии и о миграционном кризисе на белорусско-польской меже, однако на подобные сюрпризы международная политика давно не скупится, порваться может в любой момент в любом тонком месте.

На бизнес-плане этого года проблемы с поставками уже отразились – превышен он в первую очередь благодаря популярности грузовиков поколения К3, в которых электроники минимум, однако по линейке К5 до желаемых цифр "КАМАЗ" не дотянет, выведя на рынок где-то 1,7-1,8 тыс. грузовиков. На следующий год, напомним, планы совсем другие, заявлены на уровне 8 тысяч К5-х.

«Более чем для 30 моделей К5 в этом году изготовлены и переданы клиентам опытно-промышленные партии, - рассказал Когогин, - Главной задачей были самосвалы с различными колесными формулами. Особенно приятно, что первые автомобили мы отправили на БАМ, нашим военным строителям. Я стараюсь каждую неделю отслеживать, как у них идет работа. Складывается ощущение, что к концу испытаний военные водители будут просить, чтобы их всех пересадили на современные самосвалы – они обеспечивают большую выработку, удельный расход топлива снижают вплоть до 20 процентов, да и по комфорту несравнимы. Полноприводные машины классических колесных формул 8х4 и 6х4 проходят испытания также и на Севере. Вчера я впервые получил от нашего дилера, никогда хорошо не отзывавшегося, письмо, в котором он сказал, что и водители, и руководители компаний удовлетворены, никаких вопросов не возникло».

Портфель заказов уже не первый год у "КАМАЗа" комплектуется на месяцы вперед, и если сегодня заказать машину, то, по примерной оценке Когогина, получить ее можно будет не раньше апреля. «Точно сказать не могу, потому что я теперь не погружен глубоко в сбыт - нет необходимости. Но прежде мы по нормативу держали на складе 2,6 тысячи грузовиков, плюс 3,5 тысячи – на складах дилеров. Сейчас на "КАМАЗе" – ноль, у дилеров – ноль».

ЭЛЕКТРОБУСОМ ИНТЕРЕСУЕТСЯ АРАБСКИЙ МИР

В сегменте пассажирского транспорта "КАМАЗ" изготовит в этом году 350 электробусов и 1,7 тыс. автобусов большой вместимости, из них около 70% - газомоторных. Заказчики их теперь хотят и отражают эти пожелания в заявках, отказываясь от жидкого топлива. Спикер подчеркнул важность выхода на испытательный этап авто- и электробуса особо большой вместимости, длиной 18 метров. «Москва ждет именно этого электробуса и мы надеемся представить его для тестовой эксплуатации уже в феврале с тем, чтобы в следующих тендерах эта техника уже была отражена», - поделился планами спикер. Электробусы малой вместимости "КАМАЗу" экономически неинтересны, а не особо, но большие – те, что уже стали привычными для Москвы, должны перейти в режим экспансии, но пока стоит вопрос цены, доступной столице, но не другим городам. На будущий год "КАМАЗ" пока заложил в бизнес-план 450 штук, с прицелом только на Москву, но интерес выражают все муниципалитеты и регионы, принимавшие электробус на тестовую эксплуатацию: Казань, Белгород, Сочи, Сахалин. В Санкт-Петербурге техника пока не тестировалась, но город все равно на нее заглядывается. Для удовлетворения интереса этим территориям, конечно, потребуется господдержка. 

«Тестовая эксплуатация дает очень позитивную реакцию населения, - сообщил Когогин, напомнив, что поначалу «общество любителей троллейбусов» в Москве восприняла инициативу мэра Сергея Собянина в штыки, - В Казани мы с президентом Татарстана беседовали с пассажирами в автобусе. Дело было будним днем, пассажирами в основном были пенсионеры, и от них мы услышали только хорошее». В 2022 году "КАМАЗу" предстоит, исходя из ограничений реализации, обусловленных ценой электробуса, сформировать несколько проектов дальнейшего развития темы, ведь Москва не будет покупать их вечно. По словам Когогина, сегодня ими живо интересуется арабский мир, и первым шагом в следующем году станет серия тестов электробуса за рубежом.

В докладе, предваряющем вопросы журналистов, спикер остановился еще на проблеме «ковида» - "КАМАЗ" его, коротко говоря, победил: на челнинских предприятиях заболеваемость отсутствует благодаря 95%-й вакцинации сотрудников. На иногородних площадках автогиганта доля вакцинированных несколько ниже - 70-85%, и заболевшие есть. «Это очень понятный пример того, что, если вакцинацию обеспечить, то с заболеваемостью можно бороться».

ПРОЕКТ «КАМА»: ПОКА НА ДВОИХ С ВАРДАНЯНОМ

Первым и ожидаемым вопросом к гендиректору "КАМАЗа" стала судьба проекта легкового электромобиля «Кама». Под его дальнейшую разработку, напомним, недавно было создано новое АО «Кама», в состав акционеров которого вошел Рубен Варданян. Как пояснил Когогин, вторым и пока последним акционером выступил он сам. Как подметили журналисты, исходя из заявленного состава и известного размера уставного капитала АО – 720 млн рублей – выходит, что инвесторы вложили примерно по 360 миллионов, и Когогин примерный порядок цифр подтвердил. Он отметил, что "КАМАЗ" как таковой не должен заниматься легковыми моделями – это уход от профиля, - однако в будущем, когда вложенные деньги будут освоены, компания, вероятно войдет в капитал «Камы» с долей на уровне 25%.

«Сейчас «Кама» презентует проект потенциальным инвесторам, и я думаю, что в первом квартале следующего года последует публичная презентация. Очень неплохая команда собрана в проекте, я был удивлен. Совершенно неординарные личности с огромным международным опытом выразили желание в нем работать. Я, конечно, понимаю, что к 2025 году объем выпускаемых в мире электромобилей будет большим, но мы считаем, что движемся именно к той нише, которая будет интересна потребителям поколения Z. Завод, конечно, будет отдельным от камазовских мощностей – либо купленным, либо построенным. Но надо понимать, что в этом проекте я выступаю инвестором, а не управляющим», - подчеркнул Когогин.

В водородной тематике "КАМАЗ" намерен двигаться в двух направлениях: для России планируется выпускать пассажирский транспорт, для Европы – развозные грузовики. Очные переговоры с потенциальными европейскими клиентами пока не задаются, мешают ковидные ограничения, как таковой выбор ниши – вопрос практически решенный. По пассажирскому транспорту соглашение с Москвой о создании образцов уже подписано и в следующем году водоробус планируется передать на тест - скорее всего, в четвертом квартале, после собственных испытаний.

«Мы провели несколько технических дней с зарубежными производителями, выявили несколько стоп-факторов. Во-первых, это актуальная цена килограмма водорода, во-вторых – влияние на экономику машины его транспортировки, и в-третьих – безопасность, в области которой в России пока не существует нормативной базы. В дорожной карте рабочей группы под руководством вице-премьера Александра Новака проблема нормативной базы отражена, и я думаю, что за 2-3 года мы с ней справимся», - обозначил перспективы спикер.

«РЕЗКИЙ РОСТ ВВП ПРИВОДИТ К СТОЛЬ ЖЕ РЕЗКОМУ ДЕФИЦИТУ РАБОЧЕЙ СИЛЫ»

Самой острой головной болью для "КАМАЗа" остается, конечно, проблема кадров, поднятая и накануне в казанском Кремле, на заседании Совета безопасности РТ. На этом заседании, напомним, президент республики Рустам Минниханов поручил ответственным ведомствам проработать вопросы размещения в общежитиях и малосемейках учащихся ссузов, готовых по окончании учебы работать на промышленных предприятиях региона.

«Меня в основном беспокоит город Набережные Челны, где у нас расположены основные заводы. Могу сказать, что повод для вчерашнего заседания Рустаму Нургалиевичу несколько месяцев назад дал я – мы раскрыли для него вопросы среднего профессионального образования, - пояснил Когогин, - Так уж произошло, что у нас в стране при росте ВВП на 4 процента стало не хватать рабочих рук. Я пытался для себя понять причины, но не все выводы готов озвучить. Приведу простой пример. В прошлом году мы были вынуждены людей старше 60 лет отправить на удаленку. Офисные сотрудники могли работать, а с производства люди фактически уходили в вынужденный отпуск. На "КАМАЗе" работали 1,9 тысячи человек пенсионного возраста. После карантина половина из них на работу уже не вышла – кто-то привык проводить время на даче, кого-то родственники не отпустили из страха перед «ковидом». Это были высококлассные специалисты, и мы одномоментно лишились почти тысячи из них. Для нас это много. При этом на "КАМАЗе" сегодня два конвейера – под К3 и под новую линейку – и, соответственно, два потока работников. Сегодня у нас на производстве в Челнах работают 24 тысячи человек, а дефицит кадров в городе – почти 4 тысячи. Из них 3 тысячи мы закрыли аутстафферами и жителями других регионов, но еще тысячи человек не хватает».

Когогин напомнил о росте производительности труда на "КАМАЗе" – увеличивается количество автомобилей, выпускаемых из расчета на одного работника, - но подчеркнул, это не решает проблемы. Она решается другими способами: привлечением людей через аутстаффинговые компании, а также 450 мигрантов из Узбекистана и 46 – из Дагестана в этом году. Кроме того, есть программа занятости заключенных от Управления федеральной службы исполнения наказаний.

«По-моему, программа не только целесообразна с практической точки зрения, но и решает социальные вопросы – позволяет заключенным, живущим в колониях-поселениях, работать, а не заниматься чем-то иным. Но нам нужны профессионалы. С осени мы очень серьезно увеличили социальный пакет для наших сотрудников и закончим год с ростом зарплаты более чем на 25 процентов. Но кадровый вопрос мы в одиночку не решим. Почему 70-80 процентов выпускников 11 классов уезжают из города? Ладно, в Челнах вузов мало, но ведь то же самое наблюдается во всем Татарстане. И как тогда закрепить у нас тех, кто, наоборот, приезжают учиться к нам? Невозможно дальше развиваться, если не обеспечить персонал. Мы же не планируем бизнес на год-два, мы смотрим вперед на 10-15 лет. Поэтому неосновные бизнесы мы убираем из города – известно ведь, что мы строим два завода в Казахстане за 450 миллионов евро. Считайте, 40 миллиардов инвестиций уехало. Одним из пунктов наших договоренностей с правительством Казахстана стал персонал, и все делается: правительство финансирует модернизацию колледжа, местного университета. У них никогда не было специальностей, связанных с литьем и машиностроением, но они появились, и мы участвуем в этом – оборудуем лаборатории, совместно разрабатываем учебные планы. В России это тоже есть, но мы видим, что резкий рост ВВП приводит к столь же резкому дефициту рабочей силы. Сейчас, рассматривая новые территории присутствия, мы обязательно проводим аудит кадрового потенциала», - спикер напомнил о том, что еще в 2009 году на "КАМАЗе" работало 56 тысяч человек, но больше завод не может подпитывать город рабочей силой. А также о том, что еще 5-6 лет назад Когогин указывал, имея в виду производства, которые развиваются вокруг "КАМАЗа": Набережные Челны должны вырасти на 200 тысяч человек с учетом того факта, что трудоспособное население не может превышать 30 процентов от этой цифры.

Закругляя тему, гендиректор еще раз подчеркнул, что дефицит персонала "КАМАЗ" будет решать любыми способами – в том числе и привлечением трудовых мигрантов. Приезжие из Узбекистана, отметил он, работают хорошо. Но нужно, чтобы люди переезжали на ПМЖ, и поэтому "КАМАЗ" предлагал правительству активнее развивать тему арендного жилья – не возить же людей вахтой из соседних республик постоянно. Краткосрочных работников не обучишь работе на современном оборудовании. Обучать "КАМАЗ" готов, но постоянных сотрудников.

Фото: ПАО "КАМАЗ" 

0
4
3031
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
Какая нафиг ориентировка? Ещё бы номер мобильного указали сразу. Неизвестный мужчина, но при этом есть номер авто и фото с улицы. Ловушка для лопухов! Зато жизнь и репутацию преподавателю обосрали конкретно! Его теперь и сосед-алкаш какой-нибудь в его же доме просто по пьяни отвёрткой пырнёт, типа защищал малолетнюю. Одно только странно - если уголовное дело, действительно, заведено, то должна быть известна и жертва. Не достаточно просто ему прийти в органы следствия и заявить о клевете, чтобы по факту клеветы возбудили дело об изнасиловании.
Перспективный ученый и 12-летняя школьница: по обоюдному согласию?..
21.01.2022 13:41
Проблема с парковкой возникает в определённые часы. Надо посоветовать соседям устраиваться на ночные режимы работ. Или самому перевестись ночным сторожем?...
«Письма счастья»: словить штраф за неправильную парковку можно и без протокола
21.01.2022 13:27
Я за отстрел бесполезных кожаных людей и за кормление собак. Какая разница между вами - кожаными мешками и бродячей собакой? Для природы вы одинаковы, собаки даже намного меньше вреда приносят, чем вы.
После расправы над девятью щенками в СНТ «Заря» и поимки живодера садоводы напомнили о засилье собак на своей территории
21.01.2022 13:23
С крыши корпуса завода Двигателкй ветром всю зиму выдувает снег в сторону Абк и главной понизительной подстанции. Снег там по 2 метра за сутки наметает. С крышей над подстанцией надо решать вопрос, до пожара в 93 году не было такой проблемы.
С территории подразделений «КАМАЗа» ежедневно вывозят 500 кубометров снега
21.01.2022 13:20
Новости СМИ2
Комментарии

4

Ваш комментарий
17.12.2021 15:54
Гость 928

когда же электробусы КАМАЗа начнут возить горожан Челнов?

Ответить (1)
17.12.2021 16:42
Гость 215

Были же уже большие автобусы. Два раза.

17.12.2021 13:11
Гость 263

"Всё чудесатее и чудесатее" - Льюис Кэрролл из "Алисы в стране чудес".

Ответить (0)
17.12.2021 13:06
Гость 234

Спасибо Работникам КамАЗа!

Ответить (0)
Еще 350 электробусов: «КАМАЗ» закрыл очередной контракт перед Москвой
Родитель против школы: «Дети пришли с физкультуры в ледяных трико, замерзшие и красные…»
Челны в снегу: пробки на километры и шквал недовольства
Наиль Магдеев: «По итогам 2021-го года, я думаю, наши строители – молодцы»
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть
© 2019 ВЕСТИ КАМАЗА | Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Разработка сайта - VELVET