USD

94,0922

EUR

100,5316

Казань

Наб.Челны

USD

94,0922

EUR

100,5316

Казань

Наб.Челны

Поделиться Vk

Последний полет Икара: «Кто-то еле ноги передвигает с такой болезнью, а он пренебрегал ею»

2855
0
0
0

«Тут нужно за многим следить одновременно: ветер, рельеф местности, траектория, управление дельтапланом, да еще и сама обработка поля. Внимание рассеивается. В самолете по двое летают, а тут пойди уследи за всем», - описывает сложности пилотирования Александр Кулаков, соратник погибшего накануне дельтапланериста Валерия Маракина. Как выяснилось со слов основателя спортивного движения в Челнах, старый друг плюс ко всему был болен сахарным диабетом.

«Я ПОЛУЧИЛ ТРАВМУ, НА 2-3 ГОДА ВЫБЫЛ. ТОГДА ВАЛЕРА И ПРОДОЛЖИЛ ДЕЛО»

Хроническая болезнь, работа с химикатами и возраст – на такие возможные факторы трагической кончины бывшего руководителя камазовского клуба дельтапланиристов Валерия Маракина указал "Вестям КАМАЗа" основатель этого клуба Александр Кулаков, по сути первый наставник погибшего. Это, конечно, не исключает основных версия следствия, которые отрабатывают сегодня в Елабуге следователи – они рассматривают варианты с отказом техники, неблагоприятным ветром и собственными ошибками пилота.


Валерий Маракин, архивное фото


О жесткой посадке мотодельтаплана Маракина, в результате которой 66-летний пилот не выжил, сообщила накануне пресс-служба центрального межрегионального следственного управления на транспорте СК России. Маракин распылял гербициды над полями КФК «Новый Юраш» в Елабужском районе, недалеко от села Альметьево. К месту крушения съехались 5 единиц техники, включая 2 от МЧС, но на месте их ждала только груда металлолома, и спасать было уже некого. По словам руководителя «Нового Юраша» Халила Сабирзянова, с пилотом аграрии работали уже два десятка лет. В последние годы Маракин возглавлял специализированную компанию «ДельтаАгроСервис», и его последний заказ, как сообщает пресс-служба МЧС РТ, включал обработку 4 тыс. га, из которых он до падения успел сделать восьмую часть.

Кулаков рассказал "Вестям КАМАЗа" о становлении дельтапланеризма на "КАМАЗе" и в принципе в Набережных Челнах, в котором Маракин играл яркую роль. В 1974 году Кулаков окончил Куйбышевский авиационный институт и в тот же год по распределению устроился в Бегишево – сначала инженером ОТК, затем начальником смены. В это время в Челнах и расцвело увлечение дельтапланеризмом.


Александр Кулаков, декабрь 2013


«Мои клубные интересы зародились еще в институте, потом продолжились в аэропорту. В 1975-1976 годах мы собрали первый дельтаплан, но летать могли только с возвышенностей. Стартовали на лыжах с гор в Бегишево, потом сбрасывали лыжи и парили. Затем нашли для себя стартовую площадку в Верхних Пинячах, где как раз жили родители Валеры, - рассказывает Кулаков, - С ним самим сошлись уже в 1977, когда я оставил авиацию и пришел работать на "КАМАЗ" инженером-технологом. Здесь и Маракин инженером работал, и его старший брат, и другие ребята, которые составили костяк клуба. В 1978-м собрали второй дельтаплан, и когда испытывали его в Бегишево, случилась первая авария. Я коснулся земли, получил серьезную травму и на 2-3 года выбыл из «полетной программы». Тогда Валера и продолжил дело, причем он за этот период такие полеты освоил… Ничего не боялся. Если мы только с гор слетали, то он научился по полтора часа парить, управлять дельтапланом, возвращаться на исходную точку. На Кавказе часами летал. Это его усилиями группа создала первый мотодельтаплан – заказали мотор из Рыбинска, со временем стали возить пассажиров, праздники отрабатывать. Три или четыре дельтаплана было у клуба. Тогда Валера и задумался о коммерческой деятельности, потому что летать, конечно, хорошо, но дорого».



«Я ЕМУ ГОВОРИЛ, ЧТО ПОРА ПРЕКРАЩАТЬ ЭТУ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Под началом Маракина клуб получил поддержку ДОСААФ – впоследствии местный филиал общества даже вошел в состав учредителей основанного Маракиным клуба «Свободное небо», - и челнинские дельтапланиристы стали участвовать в соревнованиях. Вскоре дороги двух руководителей клуба несколько разошлись – Маракин искал коммерческое применение навыкам дельтапланеристов, а Кулаков решил продолжить спортивное пилотирование, пересев на легкий самолет. В Кировограде был куплен «Як-18» и Кулаков стал летать на нем в Елабуге, Мензелинске, Сарманово, заодно обучая молодежь. Валерий Александрович тем временем, катая пассажиров, занимался организацией малого предприятия для обработки полей удобрениями.


Бегишево, 1976 год


«Я даже не верил сначала, что дельтаплан могут поставить на такое дело, но они это сделали. Зимой подготовка, весной и летом – работа, - поясняет Кулаков, - Валера и его ребята летали в разных районах – это было и выгодно, и эффективно: можно сказать, под каждый куст можно залезть. В 6 утра начинали с центра поля и по спирали увеличивали площадь. Так за день один дельтаплан мог обработать до 600 гектаров, с несколькими посадками, конечно. Стали брать заказы из других регионов, и Валера выступал менеджером всей этой деятельности, координировал бизнес. Были и происшествия с жесткими посадками – они и на «Яке» случались, но до летальных исходов не доходило».

Последний раз единомышленники встречались весной – Кулаков искал инструктора для полетов на параплане, который его компания купила исключительно для развлекательных полетов. У команды было желание расширять техническую базу, купили даже вертолет, когда «Як-18» стал сдавать. Самолет в итоге продали до исчерпания ресурса.

«Я ему говорил, что пора прекращать эту деятельность, все-таки возраст уже, а дело требует предельного внимания. Тут же нужно за многим следить одновременно: ветер, рельеф местности, траектория, управление дельтапланом, да еще и сама обработка поля. Внимание рассеивается. Легким дельтапланом управлять проще, он слушается, а груженый еще поднять надо суметь – с химикатами он тяжелый, как бомбардировщик. Когда поднимаешь или спускаешься, не видно ничего – если вдруг провода на пути, можно их просто не заметить. И высота нужна – без нее скорости нет, что для груженого дельтаплана особенно важно. Поэтому летают по двое, в самолете всегда есть штурман, а тут – один за всем пойди уследи. Перегрузок тут, конечно, нет, но бывает, что после полета спина мокрая».



Родные и партнеры утверждают, что Маракин регулярно проходил медкомиссию, в том числе и в день аварии, но по словам Кулакова, его соратник, больной сахарным диабетом, медицинские заключения, «видимо, сам себе выдавал».

«Кто-то еле ноги передвигает с такой болезнью, а он просто пренебрегал ею. Сама по себе обработка полей – тоже дело вредное. Я тоже работал с химикатами, еще в аэропорту – испарения в самолете были всегда, а на дельтаплане по сути в их облаке летаешь. Такая сложность тоже есть. Я бы не согласился на такую работу, и детям своим полеты разрешаю только в качестве пассажиров. Валера как раз их и катал», - говорит Кулаков.

Несмотря на прибыльность дела - один гектар обходился заказчику в 276 рублей, а несколько тысяч га пилоты обрабатывали за несколько дней, - шиковать Маракину не приходилось, поскольку расходы на содержание техники и топливо тоже были высокими. Жил он, по словам Кулакова, довольно скромно. У Маракина две дочери, в Челнах у него осталась квартира, но сам он в последнее время жил в родительском доме в Верхних Пинячах.

Фото: "Вести КАМАЗа", архив музея "КАМАЗа", kpfu.ru

0
0
2855
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
Снесите! Площадей хватает, зачем это убожество, кому оно нужно?
Татьяна Гурьева обратилась к мэру с требованием заблокировать стройку в 49 комплексе
18.04.2024 15:57
сосиски в рейтинге Госалкогольинспекции - прям реклама закуски
Челнинские сосиски заняли четвертое место в рейтинге Госалкогольинспекции РТ
18.04.2024 15:48
Такое чувство, что пока потерпевших не начнут наказывать, они так и будут помогать мошенникам. Страх наказания может им помочь не поддаться на уговоры?
«Престарелую женщину убедили - брала у других деньги, переводила, и думала, что помогает»: за квартал челнинцы отдали мошенникам 180 миллионов
18.04.2024 15:46
Нет предела тупости потерпевших. И жизнь их не чему не учит.
«Престарелую женщину убедили - брала у других деньги, переводила, и думала, что помогает»: за квартал челнинцы отдали мошенникам 180 миллионов
18.04.2024 15:00
Комментарии

0

Ваш комментарий
Сводка СВО: Грузия снова пытается принять «закон об иноагентах» под аккомпанемент протестантов; РФ выводит миротворцев из Карабаха
Сводка СВО: аудиторы нашли в минобороны Украины нарушения на 23,5 миллиарда; командир чеченского спецназа занял пост в минобороны РФ
Сводка СВО: Калининград объявил о финансовой поддержке репатриантов; Штаты хотят вернуться в «договор о ядерном разоружении»
Сводка СВО: иранцы атаковали Израиль; французы прислали Киеву первых легионеров
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть