Имя токаря 6 разряда цеха ремонта литейной оснастки ПЛО Петра Мазура известно на заводе многим. За свою 48-летнюю трудовую деятельность он обучил практически всех токарей, фрезеровщиков и других станочников на "литейке". 26 июля Петр Иванович отмечает 70-летие.
ВПЕРЕД, КАМАЗЫ СОБИРАТЬ!
Родом Петр Мазур с Полтавщины. В Советском районе Крыма окончил школу, на курсах при военкомате выучился на водителя, в училище сельхозтехники получил профессию слесаря, поработал в районной газете. В начале 70-х годов молва о Камском автогиганте звучала отовсюду: показывали документальные фильмы по телевизору, в кинотеатрах крутили перед каждым сеансом. И когда набирали очередную делегацию добровольцев на Всесоюзную стройку, он решился поехать. Получив комсомольскую путевку, полный энтузиазма Петро направился «собирать КАМАЗы».
– Это был февраль 1973 года. Нас, 60 добровольцев, на вокзале Симферополя провожали торжественно с оркестром, но по прибытии на станцию Круглое Поле ночью даже привокзальный прожектор не горел. Нас пересадили в автобус и привезли в гостиницу 4/2 в пос. ГЭС, – вспоминает Мазур.
Потом выяснилось, ежесуточно по несколько групп приезжали на «КАМАЗ» и не до встреч с фанфарами было. Наутро вновь прибывшие направились на площадку, где размещались вагончики с названиями заводов. Естественно, с земляком направились на автосборочный и заявил: «Хотим собирать КАМАЗы», а им говорят: «Пожалуйста, только приходите лет через пять, устроим вас сразу на главный конвейер» – «А что пять лет-то делать?» – «А пока надо заводы строить, на которых будут собираться грузовики».
– Вышли и решили идти на литейный: я говорю: без литья «КАМАЗ» никак не обойдется, его первым построят. Ошибся: "литейку" в последнюю очередь сдали (улыбается). Мне предложили токарем устроиться в ремонтный цех. Поскольку завода еще не было, то направили на стажировку в Куйбышев (ныне Самара) на военное предприятие «Прогресс».
– Пока ждали, когда группа сформируется, решил поехать посмотреть, как строится литейный завод. Знающие люди посоветовали купить резиновые сапоги – февраль, а грязища была будь здоров. Купил сапоги, причем не как у всех черные, а коричневые, на попутке доехал до кольца и пошел по колее пешком к заводу, иначе никак по сугробам не добраться. И вдруг сзади сигналят, я поворачиваюсь и вижу, что на меня несется вездеход «Буран». Я как сиганул из этой колеи на обочину, а сапог там и остался (смеется). Позже водитель извинился, объяснил, что остановиться не мог, потому что груженый, его бы потом и два «Бурана» не вытащили…
80-е годы. Петр Мазур в окружении подопечных из школы № 14. Хорошими рабочими стали эти ребята
ВЫКОВАЛИ ХАРАКТЕР
- В Куйбышеве я попал в хорошие руки к Юрию Ивановичу Филиппову, он меня учил токарному делу. Он воспитывал во мне характер. Даст мне резец для заточки, покажет, как нужно выполнить работу. Я делал и через полчаса отдавал. Наставник хвалил меня и молча выкидывал резец в металлолом. Приходилось брать второй, третий, четвертый резец, пока не получится что-то стоящее. Через три месяца я получил 3 разряд, еще через три – 4-й. В мае 75-го меня отозвали на «КАМАЗ» монтировать первый станок на ЛЗ ДИП в КСКЧ, потом на "литейке" получали разнообразные фрезерные, токарные, долбежные и другие станки, устанавливали их, настраивали.
Так стал работать в РМЦ токарем и секретарем первичной комсомольской организации. Окончил автомеханический техникум, получил знания по технологии обработки металлов. В «Прогрессе» получил очень сильное образование, там преподавали инженеры, работающие на заводе, у них не было шпаргалок, конспектов, рассказывали и показывали, как есть. Я и сам, когда стал преподавать в учебно-производственном цехе, ориентировался на их метод. Объяснял обстоятельно, очень доходчиво в полном объеме. Я был мастером и одновременно вел практику на станках, как меня когда-то обучал мой наставник. УПЦ был основан как место проведения практических занятий для межшкольного учебного комбината для старшеклассников. Мы отгородили место, поставили станки ежедневно приводили по 20 человек, обучали на токарей, фрезеровщиков и все рабочие профессии. Четверых брал с собой, все показывал, а остальных в это время по двое-трое прикреплял в цеху к своим токарям, потом менял. Так в течение дня все обучались на станках.
Профориентационная работа в то время была хорошо налажена. У меня была комсомольско-молодежная бригада. Ежегодно мы брали к себе по четыре выпускника из училища № 64. В то время выпускник имел второй разряд и на первое время прикреплялся к наставнику. А сейчас выпускают сразу с четвертым разрядом, значит, выпускник может сразу самостоятельно работать. Но опыта нет, значит, выработки нет и зарплаты. Куда без наставника?
Взращивать своих станочников надо самим. На токарном станке можно сделать все, если голова есть. И пацанов так учил: прежде чем зажать заготовки, вы мозги включите, где и как будет стоять деталь, и потом начинайте. У рабочего должна быть гордость за выполненную работу.
Петр Иванович обучает молодежь всему, что знает и умеет сам: «Все в жизни зависит от нас самих. Если много и упорно трудиться, можно добиться больших высот, стать хорошим профессионалом в своем деле и достойно зарабатывать. Главное – цените каждый прожитый день своей жизни, ведь годы проходят стремительно».
Рассказы у Мазура не переводятся. Велик опыт!
Позолоченные именные часы от министра тяжелого и транспортного машиностроения Афанасьева, подаренные победителю соцсоревнования 23-летнему Петру Мазуру, теперь хранятся в музее ЛЗ
22 июля 2021 года. Наставник П.И. Мазур передает символический ключ от производства своим ученикам
Он в нашей бригаде работает.Великий человек
Ответить (0)Я учился у него на токаря. 96-97 год.
Ответить (0)Хорошие статьи о наших работниках с большой буквы! Ждём продолжения!
Ответить (0)Действительно Гордость КАМАЗа
Ответить (0)Как интересно, читала не отрываясь. !! Настоящая гордость для Камаза!!!
Ответить (0)Вот такие люди гордость КАМАЗа
Ответить (0)