USD

60,3696

EUR

61,3610

Казань

+30

Наб.Челны

+31

USD

60,3696

EUR

61,3610

Казань

+30

Наб.Челны

+31
Поделиться Vk

Максим Топилин: «Сам я КИП "Мастер" хорошо знаю, но важно, чтобы и коллеги увидели, каких результатов можно добиться в кризис»

1053
0
0
0

Председателю комитета Госдумы РФ по экономической политике Максиму Топилину удалось привезти в Набережные Челны весь свой комитет и нескольких федеральных чиновников, чтобы показать, как автоград выживал в прошлые кризисы – не пережидая, а напротив, создавая основу для новых производств. Гости увидели, что антикризисные площадки выросли, хотя и им не помешали бы определенные решения правительства в части инфраструктурного развития.

«ВАЖНО, ЧТОБЫ МОИ КОЛЛЕГИ УВИДЕЛИ ЛУЧШИЕ АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРАКТИКИ»

Целый комитет Госдумы РФ по экономической политике, представители других комитетов, заместители федеральных министров и татарстанские чиновники – почти 30 высокопоставленных персон десантировались накануне в Набережных Челнах, чтобы увидеть, как работают местные промышленные парки. По словам руководителя делегации – председателя комитета ГД по экономической политике Максима Топилина, никакой конкретной деловой цели, помимо знакомства с татарстанской системой промпарков, изначально перед депутатами поставлено не было.



«Я провел много времени в Набережных Челнах в период кризиса 2008 года, когда "КАМАЗ" столкнулся с крупными макроэкономическими сложностями, - пояснил Топилин миссию делегации, - Тогда опорой стал КИП "Мастер", в создании которого я тоже участвовал на стадии идеологической подготовки. Сегодня мы снова оказались в сложных экономических реалиях, и стране требуются решения, связанные с импортозамещением, в отдельных случаях – с поддержкой занятости. Важно, чтобы мои коллеги увидели лучшие антикризисные практики – те результаты, которых именно в сложный период можно добиться своими руками, как это сделал "КАМАЗ" с КИП "Мастер" и Набережные Челны с промпарком "Развитие"».

Завтра, надо отметить, делегация Госдумы проедет и по промпаркам, созданным в других районах Татарстана, после чего депутаты примут участие в заседании татарстанского оперативного штаба по обеспечению социально-экономической стабильности. Топилин же, общаясь с журналистами, отметил, что сейчас часть предпринимателей – в том числе резиденты челнинских парков, - говорят о взрывном росте бизнеса за счет освобожденного от иностранных производителей спроса. Однако оборудование у них стоит импортное, и целесообразно заранее побеспокоиться о его будущем обслуживании – это тоже один из вопросов думской повестки. Что же касается задач, поставленных резидентами перед депутатами в ходе сегодняшнего общения, то конкретные шаги, по словам Топилина, будут обсуждаться по итогам двухдневного визита.

«Сегодня мы лишь впитываем информацию, но предложения, думаю, последуют», - резюмировал депутат. Можно предположить, что как минимум они коснутся логистических проблем с импортными поставками, а также дополнительной господдержки для малого бизнеса, который по своим финансовым параметрам не может претендовать на льготы ТОСЭР и некоторые другие преференции. Хотя депутатов директора заводов ни о чем сегодня просить не стали, именно на эти моменты они обратили внимание журналистов.

О том, с чего начинали челнинские промпарки и к чему пришли, думскому комитету рассказывали руководители их управляющих компаний и предприятий-резидентов. Временами к функциям гида подключались и знакомые с местным бизнесом коллеги – депутат ГД РФ Альфия Когогина или министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко. Последний, в частности, встречал делегацию в «Развитии» - на второй его площадке, заполненной на сегодня 10-ю резидентами. Коробченко донес до депутатов историю малого бизнеса Челнов, начавшуюся, по его представлениям, в 1993-м году с пожара на заводе двигателей "КАМАЗа". Министр рассказал, как горожане в те годы взялись осваивать предпринимательство и сформировали целый слой населения, но бизнес развивался хаотично. Тогда "КАМАЗ" и решил «объединить и возглавить» предпринимателей, создав для них в 2004 году индустриальный парк с полностью готовыми к производству площадями и самой дешевой в России арендой. В 2007 году подоспела программа развития технопарков и, вкупе с федеральной поддержкой моногородов, МСП в Челнах за счет налоговых преференций стал расти уже системно. Сегодня Татарстан – один из самых богатых промпарками регионов, а Челны – город, в котором они развиваются особенно успешно.

Об условиях работы в муниципальном «Развитии» гостям рассказывал его директор Константин Пучкин. Главными магнитами этой площадки являются бесплатная земля и бесплатное подключение к энергоресурсам. Коробченко, представившись «бывшим предпринимателем», добавил к этому еще одну льготу: «Заносить тоже никому не нужно!»

Муниципальный промпарк за восемь лет обзавелся двумя площадками на 18 резидентов в общей сложности и сейчас движется к третьей, еще на 30 компаний. Работающие резиденты к настоящему времени вложили в площадки больше 1 млрд рублей. Как отметил мэр города Наиль Магдеев, вложат и еще 600 миллионов - в то время, как от государства потребовались лишь 400 миллионов, которые, несмотря на льготы, давно отбились налогами.

Выслушав исчерпывающие описания, думские депутаты поинтересовались, под какие KPI подписываются резиденты ради таких условий – быть может, муниципалитет ставит перед ними задачи по объему выпуска, или по налогам в местный бюджет? Но нет – бизнес развивается в свободном полете, контролируется только выполнение заявленных бизнес-планов.

ШТУЧНЫЕ БОЛТЫ И «ГРЕЛКИ» ДЛЯ «ГАЗПРОМА»

На второй площадке «Развития» делегация посмотрела лишь одно производство – завод метизов «Айрон» стоимостью 55 млн рублей, построенный Айнуром Рахматуллиным. По объяснениям учредителя, завод выпускает нестандартный крепеж для нефтегазовой, строительной и других отраслей, причем подвизается на заказы от одной штуки и выполняет их в короткие сроки. Такая потребность возникает у заказчиков, когда необходимо доукомплектовать оборудование несерийным крепежом, отсутствующим в продаже. Производство современным не назовешь: два ряда обычных токарных станков, плюс станки для нарезки резьбы и других сопутствующих операций, есть доля оборудования с ЧПУ. Заготовки маркируются по старинке молотком. Арматура складирована тут же, в цеху, разложенная по диаметру, форме сечения и маркам стали.



«Нашим заказчикам не нужны закупки ящиками – им нужны штучные детали, причем разных видов, - пояснил Рахматуллин, - Приняв заявку, мы закрываем их потребность за 12-20 дней, и это позволяет им вовремя собрать свое оборудование. Не скажу, чтобы этот условный болт получался очень дорогим, но, конечно, дороже серийного крепежа. Нужно учитывать, что мы не только выпускаем метизы штучно, но и сталь используем разную - и чермет, и нержавейку, и огнеупорную. В одной заявке может быть несколько видов металлов, при этом сырье одного вида может стоить до 4,5 миллионов рублей за тонну».

На вопрос о том, как в таких условиях предприятие добивается рентабельности, Рахматуллин заявил, что у него просто «хорошо отлажена схема производства и коллектив наработанный».

«Люди готовы платить, а некоторые еще и доплачивают за срочность. Есть, например, предприятия, которые принципиально не покупают китайскую продукцию на ответственные позиции – заказывают у нас из хорошей стали», - добавил предприниматель. Просьб к депутатам у Рахматуллина не возникло, но в беседе с журналистами он отметил, что производство его уровня не может попасть в ТОСЭР хотя бы из-за пороговых требований. В Челнах, напомним, они подразумевают 20 млн рублей инвестиций и 15 человек в штате. Следовательно, нужны отдельные решения для не столь богатых производственников.

Старшая площадка «Развития», в маршруте оказавшаяся второй, потребовала больше внимания. Комитету ГД по экономике показали одного нового подрядчика «Газпрома», уверенного производителя спецтехники и, возможно для гендерного разнообразия, неженский бизнес двух девушек.

Для «Газпрома» подвизался один из первых резидентов Руслан Мустафин, чье ООО «Луч» выпускает промышленное тепловое оборудование под брендом Termata. Когда-то он начинал с производства устройств для сушки инертных материалов, а сейчас его продукция применяется на космодроме Плесецк. В «Развитии» Мустафин строит четвертый корпус.

«Луч» изготовил новую установку по техзаданию «Газпрома» — это, по сути, большая грелка для газоперекачивающего оборудования Воркутинского месторождения. Заказ на три установки по 460 кВт поступил полгода назад, сегодня рядом ждет тара для отправки в Воркуту.



«Это очень перспективный для нас заказ, мы вложили в него много сил, - поделился Мустафин, - И уже получили от «Газпрома» заявку еще на два подобных изделия».

По словам владельца, в России подобную продукцию до сих пор выпускало лишь одно предприятие, но «Луч» сделал дешевле. Комплектующие по большей части приходится покупать, и за рубежом тоже, но главный агрегат, теплогенератор – это и есть специализация «Луча».

ВСЕМ НУЖНА ЗЕМЛЯ

По соседству с «Лучом» Эльвира Вальтер и Анна Крохалёва в ноябре прошлого года открыли производство цельнолитых колес для вилочных погрузчиков. «Камский Завод резинотехнических изделий» - первый отечественный в своем роде, кроме челнинских колес в России можно купить только импортные. Девушки открыли продажи два месяца назад – пока они выпускают 5 типоразмеров колес, еще 2 почти готовы, но пресс-формы уже заказаны под все 13 типоразмеров, известных в мировой практике. Депутат Когогина поинтересовалась текущей долей рынка «Камского РТИ», и гендиректор Вальтер оценила ее максимум в 3%.

«Два наших пресса могут выпускать по 500-600 шин в месяц, это не больше трех процентов, - ответила она, - Мы планируем наращивать мощность, потому что спрос большой. Нас заказами обеспечивает московский торговый дом «Резиновые колеса» - под его гарантии сбыта мы и запускали производство».

Резиновую смесь по своему рецепту бизнесвумен пока покупают, но планируют запустить свою линию резиносмешения – тогда для полного цикла останется только научиться делать проволоку для шин. Однако свои деньги у девушек кончились, поэтому им тоже было чем озадачить законотворцев: даже для получения льготного займа бизнесу требуется залоговый капитал, по-другому программы господдержки не работают.

Примером эффективности площадки стало ООО «Трак Планет» Алексея Рязанова – самый первый резидент «Развития». Группа Рязанова держит первенство среди производителей спецтехники с кранами-манипуляторами, которые ставит в основном на шасси "КАМАЗа". За прошлый год его компания выручила 3,5 млрд рублей, сейчас в планах строительство 5 тыс. кв. м. новых производственных корпусов, в которых предприниматель хочет довести доработку спецавтомобилей до полного цикла, а также выпускать кузова и бортовые платформы.



Земля, как показали встречи на «Развитии», нужна многим – у резидентов есть перспективы и желание для масштабирования. Но, чтобы приступить к строительству третьей очереди промпарка, требуется оплатить прокладку инженерных сетей, которые традиционно брал на себя Фонд развития моногородов. Республика уже дала денег на проектирование сетей и парк готовит заявку на субсидию в ВЭБ.РФ – это, напомним, нынешний преемник функций ФРМ. Если субсидия будет выделена, то и условия для резидентов третьей очереди не изменятся – они получат бесплатно и землю, и подключение к сетям, а в идеале – и льготный тариф на электроэнергию. Директор парка Пучкин обратил на потребность в субсидии внимание делегатов, в числе которых посыл услышали заместители федеральных министров финансов и экономического развития, а также представитель ВЭБ.РФ Анна Мирная. 24 га под третью очередь парка уже определены – она будет строиться на проспекте «КАМАЗа». Число заявок на резидентство уже соответствует заявленной вместимости площадки, хотя и не факт, что все 30 желающих пройдут отбор. По прогнозу, общий объем частных инвестиций потенциальных резидентов превысит 1 млрд рублей.

ТАМОЖНЯ ДОБРО НЕ ДАЕТ

В КИП "Мастер", давно ставший одной из главных представительских площадок города, деловые делегации заезжают регулярно, поэтому отметим лишь основные показатели индустриального парка по итогам прошлого года. К концу 2021-го на челнинских площадках «Мастера» насчитывалось 295 резидентов, чья общая выручка вылилась в 228,1 млрд рублей. Правда, за минувшие полгода 2022-го, по словам директора КИП Фарида Закирова, около десятка резидентов ушли, и выручка сократилась примерно на 15%. Со дня основания в парк вложены 17 млрд рублей: 640 миллионами поучаствовало государство, 2,3 млрд рублей выделила республика, 5,9 млрд рублей – "КАМАЗ" и еще 8,1 миллиарда в собственное развитие вложила управляющая компания за счет доходов от операционной деятельности.



Думцы посмотрели стекольное производство группы STIS и цех ООО «Идун Клатч РУС» - сборочного производства китайского производителя систем сцепления для грузовых автомобилей. Практически весь текущий объем выпуска, а это 3 тыс. комплектов в месяц, уходит на "КАМАЗ", поскольку продукция резидента подходит ко всем выпускаемым в Челнах моделям грузовиков. Сейчас перед компанией, по словам ее гендиректора Андрея Кускова, стоит задача нарастить объем для поставок сцеплений «Группе ГАЗ». На первом этапе предприятие намерено отправлять «ГАЗу» готовую продукцию материнской компании из Китая, но в планах еще одна сборочная линия в КИП "Мастере". Имеющиеся две линии «Идун Клатч РУС» почти целиком автоматизированы - на них работают два робота Kuka и шесть человек.

В разговоре с корреспондентом "Вестей КАМАЗа" Кусков рассказал о проблеме с логистикой – как раз из тех, на решение которых Госдума способна повлиять. По словам гендиректора, компоненты, которые он целиком получает из Китая от материнской компании, до пандемии доходили четко за 20 дней. Сегодня этот процесс занимает не менее 40 суток, причем исключительно благодаря российской таможне. С того момента, как закупки отечественных производителей переключились с Европы на Азию, нагрузка на таможню в Забайкальске кратно выросла, а темп ее работы остался прежним. Проволочки, связанные с оформлением грузов, стали общей проблемой для российского бизнеса: партнеры китайцев, такие, как Кусков, вынуждены затоваривать склады и держать свои оборотные капиталы в пассиве, в виде сырья или комплектующих.

«Приходится закупаться сразу на два месяца вперед, потому что неясно, как в следующий раз сработает таможня. Если раньше состав с китайскими грузами гарантированно отправлялся в течение 5 дней, то теперь вагоны стоят в Забайкальске по 10-20 дней только на оформлении, – поясняет Кусков, - Если наладить эту работу, сократить и выдерживать сроки, то и никакой финансовой поддержки не нужно».

Вероятно, все эти вопросы всплывут сегодня на заседании оперштаба с думским комитетом, как и те, которые до делегатов довели на следующих площадках. После "Мастера" гости успели посмотреть конвейеры автомобильного завода и последние образцы техники в НТЦ "КАМАЗа", а также съездить в «Алабугу» - в ОЭЗ им показали работу образовательного центра «Алабуга Политех», «Елабужского аккумуляторного завода» и других резидентов.

Фото: "Вести КАМАЗа", nabchelny.ru

0
0
1053
Все коментарии (44163)
- Автор статьи

Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписаться
Комментарии44163
во-первых это была помощь не нуждающимся, а всем многодетным. даже не помощь, а, скорее, подарок. во-раздавали без справок о доходах. вторых, какое этому возмущенному челнинцу дело до того, как дети своими подарками распоряжаются? в-третьих, как раз-таки действительно нуждающиеся дети не будут использовать билеты на аттракционы по назначению, а продадут их, чтобы, например, какой-нибудь едой вкусной себя или близких порадовать.
Горожане рассказали о подростках, продающих бесплатные билеты на аттракционы
08.08.2022 13:54
А вы уверены, что это произошло из- за окурка? Могли быть разные варианты: проводка, газ, неосторожное обращение с огнем... Если конечно это из- за окурка, то это жесть!
Наиль Магдеев о гибели детей на пожаре: «Мы, взрослые, не имеем права оставлять детей без присмотра»
08.08.2022 13:48
Наиль Гамбарович все правильно сказал! На 100% правильно!
«Кто был виноват? Я…» Наиль Магдеев об ответственности родителей за детей и предприятий - за бюджет города
08.08.2022 13:43
Если им эти билеты дали, вот пусть дети и сами решают чего они хотят мороженое или кататься.
Горожане рассказали о подростках, продающих бесплатные билеты на аттракционы
08.08.2022 13:28
Новости СМИ2
Комментарии

0

Ваш комментарий
«Затраты минимальные, качество положительное»: камазовец Сергей Мыльников способен выточить любую деталь
"КАМАЗ" прощается с руководителем службы инновационного развития и прогрессивных технологий Валерием Адаричевым
Светлана Ярлыченко, «Гринта»: «Инициатива по строительству МСЗ ушла в кабмин в прошлом сентябре. С тех пор ждем развязки»
Хедлайнером Дня строителя в Челнах станет певица Света
У Вас есть новости?У вас есть тема? Вы находитесь на месте событий? Напишите нам!
Как c вами связаться?
Как c вами связаться?
Предложить новость
Подпишись на рассылку “ВЕСТИ КАМАЗа”

Узнaвай первым, о новостях твоего города!

Подписаться
«Вести КАМАЗа»

Новости КАМАЗа | События Набережных Челнов

Развернуть