1974 год стал определяющим перед пусковым. Из взятых социалистических обязательств на этот год видно, что кузнечный завод полным ходом готовился к сдаче первой очереди, намеченной на декабрь 1975 года.
В это время на заводе происходило много важных событий. К таким как монтаж первого станка, выпуск первой продукции готовились заранее, устраивался конкурс на право участия в этих мероприятиях.
Одно из таких событий – монтаж первого радиально-сверлильного станка чешской фирмы «ТОС». За право участия в монтаже боролись 25 работников завода. Станок был смонтирован 2 сентября 1974 года в корпусе № 5. А 10 декабря 1974-го в штампово-механическом цехе (ШИЦ) была изготовлена первая штамповая оснастка. Право на изготовление первой продукции завоевали токари В.А. Марасин, С.И. Петров, В.А. Катин, Г.Ф. Клинцов, А.Е. Конов, слесарь-лекальщик В.Н. Волков, контролер С.А. Щукина.
К декабрю 1974 года в ШМЦ уже было смонтировано 72 единицы технологического оборудования. Стояла задача до конца года изготовить штамповую оснастку на восемь деталей автомобиля. Корпус вспомогательных цехов стал первенцем «кузницы».
Есть первый станок!
2 сентября 1974 года. Героями стала восьмерка из штампово-механического цеха: слесари-ремонтники Б.И. Сергеев и Ю.А. Чюберкис, электромонтеры М.Я. Крысенко и А.А. Данченко, из РМЦ слесари-ремонтники Е.П. Климов и Ю.В. Пронин, слесарь-ремонтник цеха № 6 Н.А. Сурин и крановщица ШМЦ Г.В. Князева
Все актуальнее становился лозунг: «Вслед за РИЗом – кузнечный!». Наступил 1975-й год, пусковой. Рабочая комиссия принимала корпуса, устраняла недочеты. Предстояло освоить 182 наименования поковок, в апреле была изготовлена оснастка на 41 деталь. 10 сентября 1975 года в цехе № 1 отштампована первая горячая поковка – крестовина карданного вала.
К ХХV съезду КПСС, намеченному на 25 февраля 1976 года, руководство республики и «КАМАЗа» планировало отрапортовать сдачей в эксплуатацию кузнечного завода в декабре 1975 года. Оставался квартал. Завод к сдаче готов не был. А.П. Суббота наотрез отказывался подписывать акт о приемке. Не были созданы условия труда, не проведено благоустройство. Оборудование смонтировано без противопожарной автоматики. Генеральный директор «КАМАЗа» Лев Борисович Васильев грозился снять Субботу с поста, но Алексей Павлович был непреклонен. Лишь после устранения всех недочетов, после принятия чрезвычайных мер, стало возможным подготовить завод к пуску первой очереди. Акт о приемке был подписан в декабре 1975 года.
В 1975 году завод начал выдавать продукцию. Численность коллектива составляла 1461 человек.
Участник монтажа первого металлорежущего станка Юозас Чюберкис, проработавший с 1974 по 2001 год слесарем-ремонтником ШИЦ
Текст: Ирина Низамиева. Фото из архива музея КЗ и Ильдара Хуснутдинова
Хорошая статья
Ответить (0)