Автономные магистральные тягачи КАМАЗ накануне вышли на вторую после М-11 трассу: проект беспилотных логистических коридоров распространился на Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД). Выезд КАМАЗов на новый маршрут сопровождался официальной церемонией и презентацией второй версии беспилотника МАЯК-2. Как отметил на старте гендиректор компании-производителя Сергей Когогин, следующая редакция будет уже предсерийной.
НОВОЙ ТРАССЕ – НОВАЯ МАШИНА
В проводах беспилотников на маршрут по ЦКАД к гендиректору ПАО "КАМАЗ" Сергею Когогину присоединились представители госорганов и бизнеса. В их число вошли председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко (компания-оператор беспилотных трасс), гендиректор логистической компании NATCAR Илья Саттаров (эксплуатант беспилотников и «дочка» "КАМАЗа"), делегаты минпромторга и минтранса РФ.

Вторая дорога открылась для экспериментального правового режима, позволяющего ездить автомобилям без водителя, спустя почти два года после его внедрения на М-11. С июня 2023 года "КАМАЗ" вывел на «Неву» 20 грузовиков высокой степени автономности, которые не только не засветились ни в одном ДТП, но и штрафов не собрали. Такой успех проекта «Беспилотные логистические коридоры» позволил правительству транслировать его еще на две трассы: в августе прошлого года премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление о включении в проект новой М-12 «Восток» и ЦКАД. Еще месяцем позже М-11 была расширена за счет обхода Твери, и с того момента человеку, который по регламенту программы пока должен присутствовать в кабине беспилотника, уже не приходится пересаживаться в водительское кресло на всем пути от Москвы до Санкт-Петербурга. Вчера же "КАМАЗ" наконец выпустил на ЦКАД два грузовика МАЯК-1 и машину второго поколения МАЯК-2. Обе модификации разработаны на базе флагмана КАМАЗ-54901.
«За прошедшие с момента запуска два года проведена большая работа по совершенствованию алгоритмов и программного обеспечения управления автономными автомобилями КАМАЗ, а также по разработке собственных высокоточных карт маршрутов движения автомобилей и подбору аппаратного обеспечения автономного движения, – отметил на церемонии Когогин. - В проекте, который реализуется на М-11 и на ЦКАД, мы от стадии пилотных образцов постепенно переходим к стадии предпромышленного внедрения – автомобили на М-11 и ЦКАД можно уже назвать предсерийными образцами. Это машины, близкие к тем, которые пойдут в серийное производство к 2028 году. Сейчас мы испытываем уже машины второго поколения – МАЯК-2. С каждым шагом они приближаются к тем, что должны будут встать на сборочный конвейер».
ЗА КИБЕРЗАЩИТУ ОТВЕТИТ «ГЛОНАСС»
«Максимально близким» к серийному решению Когогин назвал будущий МАЯК-3, который должен быть собран в Набережных Челнах, по словам спикера, через полтора-два года. В текущем же году планируется к выпуску еще одна промежуточная версия с индексом 2.5, а пока компания представила и выпустила на дорогу модификацию МАЯКа, собранную на независимой от санкций версии тягача 54901 и с локализованными компонентами автономности.
От первой редакции новый автомобиль отличают и функциональные доработки: инженеры переставили сенсоры, поменяли лидары и радары на более дальнобойные модели, усилили точность навигации и надежность связи. Все решения были продиктованы наблюдениями за эксплуатацией беспилотника в реальных рабочих условиях. Стоит отметить, что автономные КАМАЗы прошли проверку не только работой на М-11: они применялись в разных климатических и ландшафтных условиях. На сегодня линейка беспилотников от "КАМАЗа" включает в себя с десяток прототипов, среди которых и бортовые автомобили, и самосвалы.
Параллельно открытию беспилотного коридора на ЦКАД состоялось очередное обновление проекта и на М-11. Госкомпания «ГЛОНАСС» накануне заявила о подключении к своей системе навигации и мониторинга первых 43 грузовиков: они уже начали собирать статистику для централизованной передачи команд операторам фур и для выявления потенциальных кибератак на системы автомобилей.
«Для безопасности движения нам необходима функция передачи общих команд всем операторам, чтобы, например, вовремя увести автономные грузовики с трассы, если впереди произошла авария или введены ограничения из-за неблагоприятных погодных условий», - комментировал внедрение «ЭРЫ-ГЛОНАСС» замминистра транспорта РФ Андрей Никитин. Гендиректор госкомпании Алексей Райкевич в свою очередь уточнял, что на инфраструктуре «ЭРА-ГЛОНАСС» создается платформа кибербезопасности автомобилей, которая не позволит хакерам вмешиваться в работу грузовиков. После охвата системой всех беспилотников на М-11 она будет внедрена и на ЦКАД, а также на автомобилях, которые скоро поедут по М-12.
Фото и видео: ПАО "КАМАЗ"