В Набережных Челнах на базе Набережночелнинского института КФУ 28 ноября состоялась международная конференция «Энергосбережение. Наука и образование». Подобная конференция в Татарстане прошла впервые.
В конференции приняли участие делегаты из Австрии, Казахстана, Кот -д’Ивуар, Польши, Турции, а делегацию Российской Федерации представляли участники из Москвы, Екатеринбурга, Тюмени, Челябинска, Казани и Набережных Челнов. В Республике Татарстан энергосбережение является развитием современной экономики.
Организаторами конференции выступает Министерство образования и науки Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».
Основной целью конференции является формулирование новых задач в образовательной и научной деятельности вузов при выполнении государственной программы энергосбережения.
На пленарном заседании с приветственным словом выступил Махмут Ганиев, доктор технических наук, профессор, директор Набережночелнинского института (филиала) КФУ.
«От энергосбережения и энергоэффективности зависит сегодня конкурентоспособность не только наших предприятий, но и страны в целом - отметил Махмут Масхутович. - На протяжении конференции стоит 2 задачи, которые должны выполниться. Первой задачей является воспитание молодых кадров, которые должны овладеть всеми методами энергосбережения. Вторая задача - разработка механизмов, позволяющих нам снизить энергозатраты».
В рамках пленарного заседания с докладами выступили Заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан - Юрий Аляшев, д.т.н., профессор, Московский институт энергобезопасности и энергосбережения - Александр Щеренко, проректор по непрерывному образованию, Казанского государственного энергетического университета - Владимир Ильин, главный энергетик ПАО «КАМАЗ» - Константин Чугунов, доктор технических наук, Проректор по развитию, Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева ‒ КАИ - Виктор Гуреев, Президент Казахстанской Ассоциации холодильной промышленности; академик международной академии холода, профессор Алматинского Технологического Университета - Александр Цой.
Участники международной конференции «Энергосбережение. Наука и образование» работали на следующих сессиях.
«Прикладные научные исследования и разработки в области энергосбережения»;
«ВУЗы как центры образовательного, научного и экспертного обеспечения повышения энергоресурсоэффективности Российской экономики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях)»;
«Энергосбережение в пищевой и холодильной промышленности»;
«Индустрия 4.0 и её роль в повышении энергоэффективности машиностроения и логистики»;
«Энергосбережение в строительстве».
По окончанию сессий создана итоговая резолюция, которая была представлена на круглом столе. Участники отметили необходимость:
• применить комплексный подход в области энергосбережения;
• разработать перспективные энергосберегающие решения в сопряжении с принятым социально-экономическим планом развития региона и действующими отраслевыми программами, с учетом фактической энергетической обеспеченности, а также развития энергетики граничащих с регионом территорий;
• повысить профессиональный уровень специалистов, участвующих в разработке и продвижении энергосберегающих программ и решений. С этой целью создать при Региональных Центрах Энергосбережения центры компетенции. Предлагается на их основе разработать углубленную методологическую оценку расчета энергетического потенциала региона и топливно-энергетического баланса с последующим использований этих данных при разработке энергосберегающих решений;
В результате обсуждения комплекса вопросов на Международной конференции «Энергосбережение. Наука и образование» приняты следующие рекомендации:
1. Тщательно осуществлять выбор темы исследования, учитывать интересы участников, с перспективой столичного вклада в исследование.
2. Создавать условия для тщательного подбора инструментов исследования и формирования научного аппарата исследования (грамотного формулирования цели, задач, гипотезы, методов, обоснований, выводов в целях корректности и соответствия друг другу).
3. Ориентировать обучающихся на формирование собственной позиции и внесение собственного вклада в исследование.
4. Использовать в рабочем процессе элементы исследовательской и проектной деятельности.
5. Вовлекать обучающихся в процесс дальнейших систематических исследований, с целью повышения их исследовательской компетентности.
6. Акцентировать внимание обучающихся на общераспространенных правилах оформления мультимедийного сопровождения.
Предложения участников круглого стола по перспективам проведения:
1. Осуществлять диалог и обмен мнениями с российскими и зарубежными коллегами по заявленной конференцией тематике на регулярной основе.
2. Совместно с российскими и зарубежными коллегами организовывать мастер-классы и круглые столы для изучения европейского и российского опыта исследований по заявленной конференции тематике на регулярной основе.
3. Осуществлять научное и академическое сотрудничество между кафедрами, представляемыми участниками конференции, включая рецензирование научных работ и научные консультации.
4. Обратиться от имени участников конференции в Посольство Испании в РФ, Институт Сервантеса, а также в иные заинтересованные организации с просьбой о поддержке деятельности по популяризации культуры испаноязычных стран.
5. По материалам конференции вышел сборник статей, которые вошли в базу РИНЦ.
На круглом столе Международной конференции решили главный вопрос Министерства образования Российской Федерации, о целесообразности проведения в дальнейшем таких конференций на базе Казанского федерального университета. Участники проголосовали единогласно. Также были внесены предложения по проведению последующих конференций.