Директор музея КАМАЗа, блогер нашего портала, Александр Чухонцев рассказал, как в вышедшей недавно книге Рафгата Алтынбаева «Команда А: путь к цели» описываются события после пожара на заводе двигателей 14 апреля 1993 года, пишут «Вести КАМАЗа»
«Спустя некоторое время после трагедии возник вопрос – восстанавливать завод на прежних площадях или нет. Вопрос стоял очень остро. Не затухает спор о судьбах сгоревшего завода двигателей и сегодня, – пишет Александр Чухонцев. – Недавно вышла в свет книга «Команда А: путь к цели», посвящённая команде мэра города Набережные Челны. Так вот, на страницах этой книги Рафгат Алтынбаев касается темы восстановления завода двигателей.Точнее, отказа от восстановления, так как сам до сих пор он уверен на 100%, что завод двигателей отстраивать было нецелесообразно».
В своей книге он вспоминает разговор с тогдашним Генеральным директором автогиганта Николаем Бехом.
Встретившись с ним, Рафгат Алтынбаев попытался убедить его последовать своей идее: мэр Челнов предложил «раскидать» продукцию «движков» по всем заводам, отдав рабочим производства в аренду. «Возьмем, например, цех металлообработки или токарный. Давай отдадим их людям. Они же много лет работали в этом цехе. Знают все оборудование до последнего винтика. Заключай с ними договора. Пусть, скажем, возьмут два токарных и производят на нем что хотят», – предлагал он Николаю Беху, аргументируя это тем, что в таком случае «КАМАЗ» не потеряет специалистов, а заводы получат дополнительные деньги и простор для инициатив.
К тому же, уже на полную мощь работал завод по ремонту двигателей и восстановление в таком случае не требовалось. «А ты им и металл дай подешевле», - предложил Алтынбаев. - Привлеки их тем, что продашь им металл по более низкой цене». Однако Бех сомневался. К слову, было несколько вариантов по производству двигателей КАМАЗ: 1.Восстановить корпуса 2.Построить новые корпуса 3.Разместить производства на заводе по ремонту двигателей.
Но была и другая точка зрения – завод надо было восстанавливать.Этого мнения придерживался и Виктор Поляков – министр автомобильной промышленности СССР (1975-1986).
В результате детального анализа совместно с руководителем временной консультативной группы Поляковым было принято решение восстановить корпуса завода для производства двигателя в объеме 270 000 из 440 000 квадратных метров, существовавших до пожара. Виктор Поляков одновременно с восстановлением завода на серийный двигатель 740 и 7403 также предложил осваивать двигатели уровня ЕВРО-2 модели 7406 и 7482.
А вот что по этому поводу ещё до выхода книги «Команда А» говорил Николай Бех: «Было достаточно «молодых реформаторов», которые предлагали не восстанавливать завод: купим грузовики за рубежом, сейчас денег нет на восстановление. Вот, скажите, почему «младореформаторы» агитировали не восстанавливать завод? Да потому, что наплевать им. Они же в советское время, в основном, сами ничего не строили: только комментировали – по возможности, умными иностранными словами».
Восстановление завода оказалось наиболее грамотным и экономически обоснованным решением по выпуску двигателей. Здесь были готовые фундаменты, централизованные системы стружкоуборки, подачи СОЖ. Все системы обеспечения завода были в работоспособном состоянии. Кроме того, на заводе имелись жесткие автоматические линии, которые невозможно было переместить на другие площади – блок, головка, коленвал, картерные детали.
В результате совместных работ в ноябре 1993 года, то есть уже через 6 месяцев после пожара, было начато производство основных деталей двигателя в главном корпусе завода.
Прочесть полностью материал можно здесь.