МНЕНИЯ

Опрос: чьим именем нужно назвать одну из улиц Челнов?

26 Сентября 2017 38 комментариев Нравится 3

Среди «камазовских» кандидатов - директора заводов, наладчики и писатели.
Историю «КАМАЗа» творили множество людей: рабочих, строителей, руководителей. Разумно, что имена первопроходцев должны быть увековечены на улицах города, который они создали. Так в Челнах появилась улица Раиса Беляева. На «КАМАЗе» работали свои легендарные личности, которые многолетним трудом заслужили память и уважение. В преддверии 50-летия «КАМАЗа» портал «Вести КАМАЗа» собирает мнения горожан и коллектива автогиганта на тему «Именем кого из камазовцев нужно назвать одну из улиц нашего города?» Предлагаем вам 10 камазовских кандидатов на место на карте города. Проголосовать можно в опросе внизу текста. 

Отметим, что первый директор «КАМАЗа» Лев Борисович Васильев не внесен в опрос, так как считается среди камазовцев претендентом номер один. Свои предложения по кандидатам вы также можете оставить в комментариях.

1. Барун Владимир Наумович, первый главный конструктор «КамАЗа».
барун.. (1).jpg
Работал на Минском автозаводе, «вырос» с должности рядового конструктора до начальника экспортного отдела. Весной 1970 года генеральный директор строящегося Камского автозавода пригласил Владимира Баруна и еще нескольких минчан на завод.
Владимир Барун был принят на должность заместителя главного конструктора–главным конструктором по автомобилю и работал в этой должности шесть лет, хотя главный конструктор принят не был и фактически Владимир Николаевич исполнял обязанности главного конструктора КАМАЗа. С июня 1976 года по 1986 год работал главным конструктором ПО «КАМАЗ» - начальником Управления главного конструктора. В 1986 году перевелся на работу на Елабужский тракторный завод. Через год, в 1987 году вновь вернулся на КАМАЗ».
Владимир Наумович внес значительный вклад в развитие советского грузового автомобиля. В содружестве с конструкторами Московского автомобильного завода имени Лихачева были разработаны и испытаны конструкции большегрузных дизельных автомобилей, поставленных на производство. Под его руководством и непосредственном участии разработаны новые модели автомобилей.  Он подбирал коллектив конструкторов «КАМАЗа», который успешно решал задачи по совершенствованию выпускаемых автомобилей,  разрабатывали новые на основе последних достижений в отечественном и мировом машиностроении.  Занимался организацией массовых поставок автомобилей КАМАЗ за рубеж.
2. Казаков Борис Васильевич, писатель, член Союза Писателей СССР.
казаков.jpg
Именно Борис Васильевич написал очерк истории Прессово-рамного завода "Так нам сердце велело". Благодаря ему сохранены имена и фамилии тех, кто строил ПРЗ. Книга основана на богатейших фактических материалах и воспоминаниях современников строительства завода. Экземпляры этой книги есть в отделе кадров ПРЗ и в Музее КАМАЗа.  


3. Каюмов Габдрауф Габдулхакович, слесарь-инструментальщик, Почётный гражданин города.

каюмов.jpg
Габдрауф Габдулхакович родился 13 декабря 1926 года в селе Сарабикулово. В 1940 году окон­чил семилетку и пошел работать в родной колхоз. В 1943 году был призван в Красную армию и после окончания Отечественной войны принимал участие войне с Японией, затем остался на сверхсрочную службу — был кур­сантом инженерно-технической школы 34-го отдельного саперного батальона 12-й стрел­ковой Амурской дивизии.
Вернувшись в 1950 году на родину, стал заместителем председателя в родном колхозе. До 1957 года работал комбайнером и механиком, во время освоения в СССР целинных зе­мель уехал в Казахстан, там тоже работал комбайнером, слесарем, бригадиром, инженером. В 1966 году Габдрауфу Габдулхаковичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина.
В 1987 году с семьей переехал в Набережные Челны и работал слесарем-инструментальщиком на «КАМАЗе» до 1996 года, был членом совета ветеранов Набережных Челнов. Почётный гражданин города.
Награжден орденами Оте­чественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, Ок­тябрьской Революции и многими медалями, среди которых «За победу над Японией», медаль Жукова, «За освоение целинных земель», а также золотая и бронзовая медали ВДНХ СССР. 


4. Мальнев Николай Дмитриевич, наладчик, новатор «КАМАЗа» 

Мальнев (4).jpg
Родился 9 мая 1926 года в селе Выполозово, в семье рабочих. Его отец был шахтером. В 1941 году окончил 7 классов и поступил в Болоховское горное ремесленное училище. В декабре 1944 года призван в действующую армию. Участник Великой Отечественной с до 1945 года, был тяжело ранен в ходе ликвидации Курляндской группировки противника.
В 1952-1955 годах работал на угольных шахтах Подмосковья. В 1956-1972 - электрик на промышленных предприятиях Камышина. 
В 1972-1990 годах — наладчик цеха карданных валов автомобильного завода ПО «КамАЗ». Коллектив бригады Мальнева изготовил комплекты карданных валов для сборки свыше 930 тыс. штук автомобилей «КамАЗ». Является одним из инициаторов по внедрению комплексных творческих планов повышения эффективности производства и качества работы. Наставник молодёжи, подготовил и обучил своей профессии свыше 30 молодых рабочих. Победитель социалистического соревнования за право сборки первых автомобилей «КамАЗ», а также 25-тысячных и 50-тысячных автомобилей завода. Был депутатом Верховного Совета ТАССР. 


5. Паринов Сергей Васильевич, заместитель генерального директора «КАМАЗа» по экономическим вопросам с 1972 года.

паринов.jpg
Родился 23 декабря 1933 года в селе Хвощеватка Воронежской области. Работал инспектором районного отдела финансов Воронежской области. С 1954 -1957 годы служил в армии, после службы был избран секретарем горкома ВЛКСМ города Томск-7. С 1959 по 1966 годы работал на Воронежском завод «Почтовый ящик номер 2» в должностях: начальник отдела кадров, председатель профсоюзного комитета завода, начальник бюро организации труда и зарплаты, начальник планово – экономического отдела, главный экономист головного экспериментального конструкторского бюро и опытного завода.
С 1966 до 1971 года работает заместителем генерального директора по экономическим вопросам Витебского завода заточных станков
В 1971 году Сергей Васильевич приглашается на КАМАЗ и назначается начальником планово-экономического управления ПО «КамАЗ», а в 1972 году назначается заместителем генерального директора по экономическим вопросам.
Под руководством Паринова разработана методика взаимодействия экономических служб всех подразделений, разработана система управления комплексом заводов и других подразделений, внутри хозяйственный расчет с показателями экономической эффективности производства. Разработана методология по развитию и совершенствованию социалистического соревнования на уровне объединения, заводов и управлений, цехов и бригад. Комиссия, возглавляемая Париновым, блестяще провела акт защиты всеми подразделениями социалистических обязательств всего коллектива КАМАЗа. Экономическими службами внедрялся лучший опыт передовых предприятий мира и страны. Государственные планы по выпуску товарной продукции успешно перевыполнялись. Награжден орденом «Трудового Красного знамени», медалями. 


6. Перцев Виктор Васильевич.

Перцев ВВ.jpg
Родился 1 мая 1920 года в Благовещенске. В 1942 году закончил Омский автомобильно-дорожный институт, до 1946 года работал в строительных организациях. В 1946 назначен начальником СМУ по строительству Иркутского автосборочного завода. В 1950 году переводится на работу в  Куйбышев главным инженером треста.
В 1966 году в связи с началом строительства Волжского автомобильного завода в Тольятти назначается начальником управления капитального строительства жилых и культурно-бытовых объектов, промышленных зданий и сооружений ВАЗа.
В 1971 году назначен заместителем генерального директора по капитальному строительству ПО «КамАЗ». Он укомплектовал штаты Управления капитального строительства прекрасными специалистами. При его содействиии было преодолено огромное количество проблем, связанных с ведением начального этапа строительства по рабочим чертежам, без утвержденных смет.  
С 1982 года работает заместителем генерального директора ПО «Москвич» по капитальному строительству, затем переходит на «ЕЛАЗ».
За годы работы на «КамАЗе» под его руководством служба капитального строительства осуществляли оперативное руководство строительством заводов и коммунальной зоны города, координировали вопросы обеспечения проектно-сметной документации, современным оборудованием. На «КамАЗе» применялись новые методы: применение буронабивных свай, внедрение крупноблочного монтажа заводских корпусов, крупнопанельного домостроения.
Виктор Перцев был членом Государственной комиссии по приемке заводов объединения: в 1976 и в 1981 годах принял в эксплуатацию две очереди «КамАЗа» на выпуск 150 тысяч автомобилей и 160 тысяч двигателей в год. По титульному списку «КамАЗа» в годы его работы построено 29 школ, 62 детских комбината, объекта торговли, бытового обслуживания, общественного питания, культуры и спорта.
Виктор Васильевич Перцев награжден орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, серебряной медалью ВДНХ СССР, медалями. 


7. Поташов Виктор Денисович, директор завода двигателей с августа 1972 года по июль 1984 года

Поташов (2).jpg
Родился в   6 августа 1927 года в селе Троицкое Алтайского края, в семье крестьянина. В 1930 году семья переехала в Барнаул.
В 1943 году Виктор закончил 8 классов и поступил на подготовительные курсы при Алтайском сельхозинституте. В течение года экстерном закончил 9-10 классы и в августе 1944 года стал студентом Алтайского института сельхозмашиностроения.
В 1949 году пришел работать на Барнаульский завод «Транспортного машиностроения», где работал в должностях: инженер-конструктор, начальник лаборатории, начальник экспериментального цеха, заместитель главного инженера, заместитель директора по производству.
Также молодой Виктор Поташов имел первый разряд по греко-римской борьбе, второй разряд по штанге, лыжам и спортивной гимнастике. Прекрасно играл в волейбол и являлся обладателем краевых рекордов по толканию ядра. При этом он успевал много читать и отлично знал классическую литературу.
Виктор Денисович трудно принимал решение о переходе на «КАМАЗ». Но знакомство с проектом завода не могло не захватить Виктора Денисовича своими масштабами и 6 августа, в день 45-летия, Поташов встал во главе завода двигателей.
В течение 12 лет – с августа 1972 года по июль 1984 года возглавляемый Поташовым коллектив камазовских дизелистов осилил невиданное по масштабам страны дело – построил крупнейший в Европе завод и освоил его мощности, чтобы обеспечить ежегодный выпуск 150 тысяч камских большегрузов.
Под его руководством было создано уникальное по оснащенности и мощности дизельное производство, сформировался высокопрофессиональный коллектив дизелистов. Сотни молодых руководителей учились у него выдержке, такту, умению нацелить людей на выполнение самых сложных задач. В стенах завода витал особый дух коллективизма. Ему способствовало и закрепившееся за ним в 80-е годы по-семейному теплое имя – «Движки».
За активное участие сооружения первой очереди «КАМАЗа» награжден орденом Ленина. Кавалер Ордена Октябрьской Революции.
8. Суббота Алексей Павлович, директор кузнечного завода с июня 1973 по апрель 1984. 

Суббота 001.jpg
Родился 1 июня 1930 года в деревне Григоровка Харьковской  области. Закончил Донецкий индустриальный институт в 1956 году.
Алексей Павлович приехал в Набережные Челны «готовым» директором, за плечами которого был и опыт строительства Токмакского кузнечно-штамповочного завода. И трудовую деятельность на «КАМАЗе» начал с 1970 года в должности управляющего кузнечным производством, с 1973 по 1984 год  работал директором кузнечного завода. Руководил проектированием завода, закупкой оборудования, строительством завода, внес большой вклад в организацию и совершенствование кузнечного производства. Его высокие организаторские способности, исключительное трудолюбие, компетентность, умение сплотить и мобилизовать коллектив на решение сложных производственных задач позволили в короткие сроки досрочно осуществить пуск первой и второй очередей кузнечного завода. В этот период проявились его лучшие качества руководителя, сформировался коллектив рабочих и инженерно-технических работников, который постоянно работал стабильно, перевыполняя плановые задания.
В 1984 году назначен директором по производству-заместителем генерального директора «КАМАЗа». За три года работы в этой должности завод значительно увеличил выпуск продукции и достиг выпуска 120 тысяч автомобилей в год.
С 1987 по 1991 год работал директором внешнеторговой фирмы «КАМАЗ». В этот период им много сделано для развития внешнеэкономических связей: созданы и организованы совместные предприятия в ряде регионов мира по экспортно- импортным поставкам, расширена сеть сервисного обслуживания.   Почетный гражданин города.. 

9. Чернов Георгий Михайлович, первый директор РИЗа.

Чернов0001.jpg
На «КАМАЗ» был приглашен из Саратовского государственного подшипникового завода, где он работал начальником инструментального цеха. 30 ноября 1970 года 46-летний Георгий Чернов назначен управляющим ремонтно-инструментального производства строящегося Камского автозавода.
Первый директор остался в памяти ризовцев как трудолюбивый, неутомимый руководитель, который наравне со всеми месил грязь на стройплощадке, не раз проваливался в ямы, нес нелегкую ношу создания завода на всех этапах. Его миссия осложнялась сжатыми сроками сдачи завода: первоначально планировалось запустить ремонтно-инструментальное производство в декабре 1972 года. То есть завод намечали построить и запустить в два года. Заслуга первого директора в создании первенца КАМАЗа немалая: он довел РИЗ до комплексной наладки. Под руководством Чернова сформировался коллектив численностью пять тысяч человек, в том числе тысяча рабочих имели 5-6 квалификационные разряды. Он вернулся на прежнее место работы – Саратовский подшипниковый завод 6 октября 1973 года, проработав на «КАМАЗе» неполных три года. 


10. Шуваев Александр Иванович, с 1982 года – заместитель генерального директора по развитию. 

4шуваевАлександрИванович.jpg
Родился 22 ноября 1927 года в селе Кузнецовка Алтайского края.  Трудовую деятельность начал в 15 лет, в годы войны, на Алтайском тракторном заводе, рабочим. В 1960 году окончил Алтайский политехнический институт и получил специальность «инженер – механик». На этом же заводе прошел трудовой путь от заточника до заместителя главного инженера. В 1972 году приглашен на «КамАЗ» заместителем главного инженера по подготовке производства. Он координировал вопросы изготовления нестандартного оборудования, обеспечения инструментом, оснасткой первой очереди, комплексной технологической подготовкой производства второй очереди «КамАЗа», внедрения АСУ и учета технологической оснастки и инструмента для массового выпуска моделей автомобилей.
В июне 1977 года был назначен заместителем технического директора по подготовке производства объединения. В 1979 году Шуваев Александр Иванович назначен первым заместителем технического директора – главным технологом объединения. По его предложению создана Служба контроля качества.
В 1982 году назначен заместителем генерального директора по развитию. В составе группы специалистов Министерства автомобильной промышленности был направлен в США для ознакомления с системой организации производства автомобилей и организацией управления производством ведущих американских автомобильных концернов. Результатом этой поездки стало внедрение на КАМАЗе совершенно новой структуры управления комплексом заводов ПО «КАМАЗ».
В 1984 году Александру Шуваеву присуждена Государственная премия СССР за разработку, изготовление  и внедрение уникальных, не имеющих аналогов в мире, двух автоматических линий по изготовлению торсионов кабин путем холодного выкатывания, заменившая сотни единиц сложного токарного и фрезерного оборудования.
Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Знак Почета», медалями.

  1. Чьим именем, по-вашему мнению, нужно назвать одну из улиц Челнов?*

Комментарии

Оставить комментарий
Guest
Ответить Цитировать Нравится 0
одни руководители, пора и простым рабочим занять почетное место в городе
Guest
Ответить Цитировать Нравится 0
Предлагаю именем Ильгизара Мардеева назвать!
Guest
Ответить Цитировать Нравится 0
Улица Трампа) :D
Guest
Ответить Цитировать Нравится 0
Цитата
Guest пишет:
одни руководители, пора и простым рабочим занять почетное место в городе
Статью вы явно не читали:
2. Казаков Борис Васильевич, писатель, член Союза Писателей СССР.
3. Каюмов Габдрауф Габдулхакович, слесарь-инструментальщик, Почётный гражданин города.
Guest
Ответить Цитировать Нравится 0
Голосуйте за Казакова Б.В.!
Легендарная личность! Морской офицер, закончил училище в Питере. Знал несколько языков, в том числе китайский. Совсем молодым офицером был переводчиком в составе делегации моряков на американском линкоре "Миссури".  Был во многих горячих точках планеты 20-го века, на Кубе, в Африке, на Ближнем Востоке, в Юго-Западной Азии. Был командиром ракетного дивизиона во время войны во Вьетнаме, сбивал бомбардировщики Б-52. Песня "Фантом", которую исполняют "Чиж и К" написана на его стихи. С этой мелодии во Вьетнаме начиналась передача для американских солдат "Доброе утро, Вьетнам". Написал несколько книг про воинов-интернационалистов нашего города, благодаря чему их будут помнить. Был очень скромным и порядочным человеком.
Голосуйте за Казакова!
Guest
Ответить Цитировать Нравится 0
Цитата

Историю «КАМАЗа» творили множество людей: рабочих, строителей, руководителей. Разумно, что имена первопроходцев должны быть увековечены на улицах города, который они создали. Так в Челнах появилась улица Раиса Беляева.
С улицей Раиса Беляева мне непонятно только одно. Чем не угодило старое название - улица Космонавтов?
:evil:
Новые улицы появляются, вот их и называйте согласно очереди.
Профессор
Ответить Цитировать Нравится 0
Цитата
Guest пишет:
одни руководители, пора и простым рабочим занять почетное место в городе

Уважаемый, вы бы немного задумались, прежде чем предложения такие бросать. На КАМАЗе суммарно c начала основания работали не меньше 200000 человек. Назовут проспект именем одного рабочего, а остальные 199999 логично спросят "чем он лучше нас?"
Иванн
Ответить Цитировать Нравится 1
Не знаю о других, а Поташова труженики завода двигателей очень уважали, можно сказать, любили. По-человечески к людям относился.
Но кроме улиц "имени", почему бы не придумать оригинальные, самобытные названия? Одни люди уходят, другие рождаются, и новые поколения уже не будут знать, кто же те люди, именами которых названы улицы! А добрые и сердечные названия, как у Антонова в песне "Вишневые, Грушовые", людям понятны и близки.
Копылов Владислав
Ответить Цитировать Нравится 0
Цитата
Иванн пишет:
Не знаю о других, а Поташова труженики завода двигателей очень уважали, можно сказать, любили. По-человечески к людям относился.
Но кроме улиц "имени", почему бы не придумать оригинальные, самобытные названия? Одни люди уходят, другие рождаются, и новые поколения уже не будут знать, кто же те люди, именами которых названы улицы! А добрые и сердечные названия, как у Антонова в песне "Вишневые, Грушовые", людям понятны и близки.

Согласен с вами полностью. Понимаю, что близким приятно видеть улицу имени отца, деда. Но жить на улице Грушевой, Вишневой, Садовой, Луговой, да хоть бы и Трудовой, куда приятнее, чем на улице Мифтахутддина Хаджигабдуллина, хоть будь он сто раз достойнейший человек. Да хоть бы и улица Владислава Копылова - ну кому оно надо, чужое ФИО?
Я против непроизносимых, незапоминаемых названий.
Ведь все считают ту же улицу Раскольникова улицей имени убийцы старушек, а не имени героя, так ведь?
Анатолий
Ответить Цитировать Нравится 0
Почему то забыли первого Генерального директора КАМАЗа Льва Борисовича Васильева.В Челнах есть улица Батенчука,так пусть будет улица Васильева.
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений