«Вести КАМАЗа» не раз знакомили читателей с удивительными техническими решениями, которые были найдены и внедрены в производство сотрудниками предприятия. Сегодня речь пойдёт о модернизации турбокомпрессоров ТКР 7Н-1 и ТКР 7С, проведённой на заводе двигателей творческой группой во главе с Гаптельхаком Гаффаровым.
В первую очередь группа уменьшила нагрев подшипникового узла, корпуса подшипников и масла, охлаждающего всю конструкцию турбокомпрессора ТКР 7Н-1. Для этого установили теплоизолирующий экран между корпусами турбины и подшипников, а также увеличили зазор до 0,206 мм.
«Кроме этого, мы модернизировали и вторую серийную модель турбокомпрессоров ТКР 7С с модульными подшипниками, у которых вращающиеся детали не касаются корпусов подшипников, разработав для них подшипниковые узлы, – рассказывает заместитель руководителя творческой группы по повышению надёжности газовых двигателей Гаптельхак Гаффаров. – Следующая задача, стоявшая перед нами, заключалась в попадании посторонних механических примесей в подшипниковые узлы турбокомпрессоров – с этим довольно хорошо справляются специальные фильтры-уловители собственной разработки. Решили проблему и с недостатком масла в местах трения упорных подшипников ротора. У серийной версии диаметр отверстия подвода масла равен всего 1,2 мм. Как выяснилось, этого недостаточно. Тогда в ходе опытов пришли к оптимальному варианту – 1,7 мм.
По этим разработкам в 2015 году были собраны 16 опытных турбокомпрессоров ТКР 7С-6, их установили на машины с газовыми двигателями. Сегодня модернизированные турбокомпрессоры, как и сами камазовские газовые двигатели, проходят испытания. Причём их наработки за два с половиной года (по январь 2018-го) составляют более 200 тыс. км».
Недавно творческой группе был выдан патент № 2629825 на изобретение под названием «Подшипниковый узел турбокомпрессора».
Турбокомпрессоры наддува двигателей работают, используя высокотемпературные отработавшие газы двигателя и при высоких скоростях вращения ротора
Фото: Виталий ЗУДИН