КАМАЗ «обречён умнеть» – иначе в условиях конкуренции не выжить. Топ-менеджеры компании говорят об этом сегодня на всех уровнях. Что представляет собой проект «Создание автономных автомобилей и автомобилей с ADAS-системами», рассказал Сергей Назаренко – главный конструктор по инновационным продуктам блока заместителя генерального директора «КАМАЗа» по развитию.
– Сергей Владимирович, для начала расшифруйте читателям аббревиатуру ADAS.
– Это современные системы содействия водителю, если перевести с английского Advanced Driver Assistance Systems. Наш проект направлен на создание грузовых автомобилей КАМАЗ с системами ADAS и с функциями автономного и дистанционно-автономного движения. Его цель – повышение уровня безопасности на дорогах, транспортной мобильности. С помощью ADAS-систем водитель получает возможность работать на совершенно новом уровне в плане безопасности.
– Правда ли, что автомобили, оснащённые ADAS-системами, – это промежуточный вариант между нынешним поколением грузовиков и идущими ему на смену беспилотниками?
– В принципе, да, однако сам проект тоже реализуется поэтапно и включает в себя несколько направлений работ. Первым должно стать создание грузовых автомобилей КАМАЗ с ADAS-системами начальных уровней – «предупреждение», «предотвращение» и «удержание в полосе». Вторым – «овладение» нашими грузовиками функциями автономного и дистанционно-автономного движения для работы на закрытых территориях. Имеются в виду технологические перевозки в промышленных зонах, пассажирские перевозки по спецполосам и т.д. Третье направление – создание КАМАЗов с ADAS-системами продвинутых уровней – Highway Pilot, City Pilot и Autopilot. Каждое последующее направление работ делает управление транспортным средством всё более автономным и автоматизированным.
– О первом созданном прототипе автономного автомобиля «КАМАЗ» уже заявил «городу и миру», более того, многим уже повезло покататься на беспилотнике. Что из названных вами решений в его конструкции реализовано?
– Из режимов движения - дистанционное управление, движение по заранее заданному маршруту с помощью навигационного комплекса, автоматическое движение по известному маршруту по полигону, автоматическое движение за ведущим транспортным средством. Серийный выпуск КАМАЗов с ADAS-системами начальных уровней планируется начать уже в следующем, 2017 году. Появление грузовиков с функциями автономного и дистанционно-автономного движения ожидается в 2019–2020 годах, с ADAS-системами продвинутых уровней – с 2022 года.
– Как можно догадаться, сами по себе они не появятся? Кстати, не так давно ваш коллега Фирдаус Кабиров, замдиректора по развитию инновационного продукта, выступая перед студентами КФУ, заявил, что совсем скоро в НТЦ и вообще в блоке развития появятся отделы и бюро с неслыханными названиями.
– Действительно, для реализации проекта нужно создать и развить на «КАМАЗе» необходимые компетенции, которых на сегодня ещё нет, и проект предполагает создание подразделения в НТЦ «КАМАЗа» и «Инновационном центре «КАМАЗ».
– Чем будут заниматься эти структуры?
– Подразделение в составе НТЦ – это несколько групп. Разработкой алгоритмов и программного обеспечения займётся группа программного обеспечения систем управления, разработкой архитектуры электрики и электроники, требований – группа требований и архитектуры. Группа моделирования возьмёт на себя математическое и виртуальное моделирование. Будет также группа испытаний автомобилей, функции которой – аппаратное тестирование, испытание автомобилей, настройка и калибровка; группе автомобилей и агрегатов предстоит проектирование узлов и агрегатов, компоновка автомобилей.
– Наверное, «за счёт внутренних резервов НТЦ» всё это обеспечить невозможно?
– Для камазовской инженерии, как говорится, дверь в проект открыта, приглашаем желающих принять участие в разработке нового инновационного продукта. Возможность есть для высококвалифицированных рабочих, имеющих опыт работы с программированием электронных систем. Но помимо этого рассчитываем привлечь необходимых специалистов из других регионов России.
– И речь не только о студентах?
– Студенты – это завтрашний день, и это важное направление в программе взаимодействия с вузами. Но уже сегодня мы заинтересованы в специалистах в области прикладной информатики и прикладной математики, автоматизации, электрики и электроники. Когда есть добротная база, объём знаний, проще достичь уровня необходимых компетенций. Для принятых специалистов будут организованы специальные курсы, стажировки, вплоть до получения дополнительного образования – второго высшего, обучения в магистратуре, аспирантуре. Самое главное – их ждёт очень интересная работа: до нас этими тропами ещё никто не ходил. Можно сказать, целина, и поднять её – престижно, круто.