Петербургский международный экономический форум, прошедший в Северной столице с 1 по 3 июня 2017 года, по некоторым оценкам, принес стране инвестиции более чем на 2 трлн.рублей. На ПМЭФ в 2017 году собралось рекордное количество участников - более 14 тысяч человек из 143 стран. Такое
количество участников с такой обширной географией форум за 21-летнюю историю принял впервые.
В форуме приняли участие генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин и топ-менеджеры автогиганта. Подписанные на ПМЭФ соглашения определяют вектор интересов автогиганта на ближайшие годы.
Курс на беспилотники
В первый же день форума, 1 июня, «КАМАЗ» подписал четырехстороннее соглашение с Министерством промышленности и торговли РТ, «Некоммерческим партнерством «Автонет» и специализированной организацией Камского машиностроительного промышленного кластера. Совместная деятельность подразумевает создание и развитие рынка беспилотников на шасси КАМАЗ, формирование инфраструктуры для автороботов и организацию защиты интеллектуальных прав.
Кстати, представленный на стенде «КАМАЗа» беспилотник ШАТЛ стал самым популярным в социальных сетях объектом форума. ШАТЛ – городской автобус, созданный совместно «КАМАЗом», НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) и Яндексом. Прототип общественного транспорта будущего – мини-автобус на 12 мест, развивающий скорость до 25 км/ч.
Также «КАМАЗ» начнет работу над самоходным мобильным накопителем энергии, аналога которому в мире еще нет: на форуме «КАМАЗ» и «МОЭСК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в сфере инноваций. Соглашением предусмотрена разработка передвижного мобильного накопителя на базе грузового электромобиля. По предварительным расчётам, мощность мобильного накопителя должна быть не менее 1 МВт. Он сможет поддерживать качество и надежность электроснабжения, при этом не нанося вреда экологии: традиционные дизель-генераторные установки шумят и загрязняют атмосферу.
В этот день стало известно, что «КАМАЗ» переведет свою информационную систему на платформу «1С:Корпорация»: планируется поэтапный переход с «1С:Управление производственным предприятием» на новое поколение типовых решений. Это соглашение «РБК» назвал одним из главных на форуме.
Логистика и цифровое производство
2 июня «КАМАЗ» и Национальный Центр Информатизации (НЦИ) подписали меморандум о расширении сотрудничества. Компании создадут провайдера логистических услуг, а также разработают системы управления флотом (парком автомобилей).
«Российский рынок логистики стремительно эволюционирует. Мы хотим, чтобы он стал более прозрачным, для этого создаем провайдера логистических услуг высшего уровня. У НЦИ есть опыт реализации проектов федерального масштаба, и он нам потребуется», - отметил генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин.
В задачи логистического провайдера будут входить: планирование и оптимизация цепочек поставок, планирование перевозок, управление складскими запасами. Единая платформа управления флотом будет обеспечивать связь бортовых информационных систем с центром, управление полным жизненным циклом проданной автотехники с помощью телеметрии и облачных решений.
Со 2 июня «Росатом» и «КАМАЗ» начали сотрудничать в области развития электротранспорта. Предприятия «Росатома» готовы разработать и поставить на «КАМАЗ» системы накопления электроэнергии для электротранспорта, системы генерации электрической энергии на топливных элементах и силовую электронику. Также «Росатом» намерен расширять поставки собственных систем очистки отработанных газов производства для автотранспорта с двигателями внутреннего сгорания (сейчас поставляются системы только для газовых двигателей) и разработать новые системы, соответствующие «Евро-6».
«Объединив усилия с госкорпорацией «Росатом», мы сможем создать максимально эффективную модель пассажирского транспорта, что станет очередным шагом в направлении импортозамещения и применения новейших отечественных разработок и технологий», - отметил Сергей Когогин.
Также «КАМАЗ» и АО «ВЭБ Лизинг» договорились о совместных проектах: меморандум предполагает расширение программ финансового сервиса на экспортные рынки и увеличение объёмов экспорта продукции.
«КАМАЗ» и «Сименс АГ» создадут «цифровое производство»: компании подписали соглашение о сотрудничестве и партнерстве. «КАМАЗ» будет использовать инновационные решения для автомобильной промышленности в соответствии с концепцией «цифрового производства». На предприятиях предусмотрена модернизация оборудования для возможности его использования в терминах «Цифровое производство» и «Умная фабрика». Компании планируют совместную реализацию проекта «Реинжиниринг автопроизводства и создание перспективного семейства автомобилей «КАМАЗ». Кроме этого, рассмотрят возможность создания электрических автомобилей (eTruck) и автобусов (eBus).
«КАМАЗ» привез с ПМЭФ договоренности о поставке электробусов большого и особо малого классов в Липецк. Администрация Липецка задумалась о переводе городского общественного транспорта со старых троллейбусов на новые электробусы. Чиновники рассмотрели несколько предложений - от холдинга «Белкоммунмаш» из Беларуси и от ПАО «КАМАЗ». Выбор пал на разработку челнинского автогиганта. По предварительной оценке, электробусы обойдутся бюджету города в 27 и 17 миллионов рублей соответственно. В ближайшее время «КАМАЗ» поставит первый электробус, который будет работать в областном центре Липецка в тестовом режиме.
На форуме Сергей Когогин обозначил экономические цели компании на 2017 год. В интервью ТАСС генеральный директор автогиганта заявил, что «КАМАЗ» планирует продать в России в нынешнем году до 32-33 тыс. автомобилей. По словам Когогина, ранее бизнес-план предусматривал продажу на внутреннем рынке более 29 тыс. машин. «Сейчас мы преступили к изменению наших прогнозов. Мы считаем, что мы продадим на 2-3 тыс. больше», - отметил Когогин. При этом предприятие сохраняет планы по экспорту около 6 тыс. автомобилей в текущем году. Также он сообщил, что «КАМАЗ» спрогнозировал чистую прибыль по международным стандартам финансовой отчетности в 2017 году на уровне 1,5 млрд рублей. По итогам 2016 года чистая прибыль «КАМАЗа» составила 339 млн руб. против убытка годом ранее. Таким образом, показатель может вырасти в 4,4 раза.