Директор центра цифровой трансформации «КАМАЗа» Эльдар Шавалиев представил программу, которая призвана поставить на новые рельсы всю работу компании и в частности повысить производительность труда. Цифровая трансформации включает шесть направлений
.
Цифровой инжиниринг
По требованиям клиента «КАМАЗ» ежегодно выпускает до 800 комплектаций автомобиля. В будущем эта цифра будет только увеличиваться. Ключ к решению один – модульность автомобилей. Если сейчас автомобиль разрабатывается под задачу, которую он должен исполнять, то в будущем при его создании должны быть заложены все возможные варианты его применения.
Классический подход к проектированию и испытанию, включающий все стадии разработки документации, изготовление прототипов, при таком росте вариантов обладает космической стоимостью. Выход один − перевод проектирования и испытания в цифровые решения. Задача сложная, поскольку связана с большим объёмом реальных эксплуатационных данных.
Известно и то, что проект конструктора не всегда ложится на технологические возможности производства. Здесь приходит на помощь инструмент имитационного моделирования технологических процессов и производства в целом.
Сквозной заказ
Способность изготавливать широкой ассортимент продукции − вызов для любого традиционного производства. Будущее за сквозными цепочками управления. И на «КАМАЗе» ведётся активная работа по интеграции на нижний уровень, уровень цеха, внедрению MES-системы управления производством. Формируется своего рода цифровой двойник, с помощью которого оптимизируется расстановка оборудования и загрузка персонала.
Обязательная составляющая любой программы цифровизации – роботизация. Конкурировать с машиной в вопросах скорости выполнения операций, себестоимости и качества человеку всё сложнее.
Постепенный переход на ремонт оборудования с использованием систем предиктивной аналитики позволит повысить надёжность технологических цепочек при сокращении общей стоимости производства.
«КАМАЗ» проводит обширную программу по автоматизации и роботизации складов. Основная задача – снизить потери на хранении и комплектовании нашего производства. Второе направление – сквозная работа с поставщиками. Включение поставщиков в единое информационное пространство, доступ к нашим системам позволяет снизить затраты на бумажный документооборот, снять вопрос перетарировки и перекодировки позиций, поднять скорость движения комплектующих изделий.
Идентификация позиций с помощью цифровых решений даёт возможность проследить весь путь комплектующих изделий, определить фактический состав автомобиля и тем самым повысить качество сборки и своевременно выявлять причину возникновения производственных дефектов как внутри производства, так и на стороне поставщика.
Контракт на «жизнь»
Меняется модель продажи автомобилей. Один из трендов − контракты жизненного цикла. Компания несёт ответственность не только за выпуск изделия, но и за поддержание его работоспособности на всем сроке договора. На помощь могут прийти системы мониторинга, данные с которых помогают предсказать время выхода из строя того или иного узла и возможность предложить клиенту проведение своевременного ремонта и выполнения обязательств по договору с максимальной отдачей.
Автомобиль становится продуктом, который нужно продавать онлайн. Эта задача подразумевает сквозную систему управления заказами, включая наших партнёров − заводы спецтехники.
Особо ответственные операции робот делает быстро и качественно
Как самочувствие?
Цифровая платформа превращает автомобиль в умное устройство, даёт возможность получать всю информацию о его самочувствии. С позиции клиентов эта опция представляет собой набор дополнительных сервисов.
Двигаясь по маршруту, большегруз ежесекундно генерирует огромное количество данных, например, эксплуатационные параметры с бортовых сенсоров двигателя. Их обогащение маршрутами и данными о характере груза, а также информацией о проведённых ремонтах станет основой для создания новой ценности. Например, сервисов, способных подсказать водителю, что пора провести внеплановое техобслуживание.
Статистика управления
Существенно повысить качество и скорость принимаемых решений, показатели работы поможет цифровая система управления. В рамках этой задачи реализуется ряд проектов по внедрению инструментов анализа данных, включая создание рекомендательных систем в принятие заказа и управлением сроками разработки. Для этого нужно собрать данные о работе компании в одну ячейку, правильно их обработать, скомпоновать и предоставить человеку, принимающему решение.
Текст: Татьяна Белоножкина