В ежегодном камазовском конкурсе лучшим изобретателем по итогам 2021 года стал главный специалист подвесок и осей – руководитель группы конструкторского отдела агрегатов шасси НТЦ Айдар Зиятдинов. Он – автор 81 патента, и победа такого уровня у него уже третья: он был лучшим в 2015 и 2016 годах.
Сейчас Айдару 39 лет. Как и многие челнинские выпускники, решившие связать свою судьбу с «КАМАЗом», поступил в Камский политехнический институт на специальность «Гидравлические машины, гидропривод и гидропневмоавтоматика». Выбор был осознанным, за гидравликой и пневматикой – будущее, так он предполагал, и не ошибся. Получив диплом, отслужил в армии, а после демобилизации в 2007 году пришел в Научно-технический центр. Начинал с должности инженера-конструктора в подразделении главного конструктора по автомобильным агрегатам и спецтехнике, а сейчас, спустя 15 лет, – руководитель группы подвесок в конструкторском отделе агрегатов шасси в службе главного конструктора по автомобильным агрегатам.
– Мое первое изобретение – «Передняя подвеска транспортного средства» в 2013 году, – вспоминает Айдар. – Идея подачи заявки на изобретение появилось после того, как я разработал переднюю подвеску автобусного шасси для «Маркополо». Получив одобрение от Роспатента на свой первый патент, я понял, что на этом останавливаться нельзя.
Сейчас у него 81 изобретение. В основном они касаются передней и задней подвесок шасси автомобиля КАМАЗ. Также изобретения рождались, когда он работал над выводом узлов подвески на мировой уровень, над увеличением работоспособности узлов, их ремонтопригодностью и самое главное – над созданием комфортности для водителя, пассажира и удобства для перевозки грузов.
Айдар Зиятдинов демонстрирует современное решение крепления стабилизатора поперечной устойчивости задней подвески автомобиля КАМАЗ
– Самые значимые патенты, полученные в 2021 году, с моей точки зрения, – это «Механизм блокировки системы подрессоривания автомобиля» и «Стойка стабилизатора поперечной устойчивости». Оба патента внедрены на автомобильном заводе, – делится новатор. – Думаю, именно они сыграли весомую роль в моей победе в конкурсе «Лучший изобретатель». Если же выбирать из этих двух, то я предпочитаю стойку. Почему? Помнится, что перед разработкой и выпуском автомобилей КАМАЗ поколения К5 руководство компании поставило перед нами задачу: вновь разрабатываемые грузовики должны быть конкурентноспособными, а в чем-то даже лучше конкурентов. В подвеске автомобилей поколений К3 и К4 самым слабым местом был низкий ресурс резиновых изделий стабилизатора поперечной устойчивости (СПУ). Конкуренты на тот момент уже применяли СПУ на сайлентблоках, поэтому и нам на К5 необходимо было как минимум их установить. Естественно, мы не применили сайлентблоки зарубежных фирм, а разработали свои.
Айдар не планирует останавливаться на достигнутом. Говорит, что еще много работы предстоит в плане усовершенствования комплектующих по подвеске автомобиля КАМАЗ. А также нужно передавать опыт и навыки изобретательского искусства молодым специалистам. Например, среди его учеников Виталий Мартемьянов, в 2019-м его тоже признавали «Лучшим изобретателем года».
– Что для меня значат мои победы? Сами победы не столь важны, как само изобретение по сути, – уверен Айдар Зиятдинов. – Что-то изобретая и оформляя патент, получаешь ощущение, что твоя работа полезна, а я оставляю след в истории «КАМАЗа». Во всяком случае, на это надеюсь.
Текст: Татьяна Парамонова. Фото: Александр Авдейчик.
Молодец Айдар, скоро будет в Челнах, чую, ПКФ по изготовлению подвесок на а/м различной вес.категории.
Ответить (0)