Будни КАМАЗа

Борис Морозов: "Отказ от инвестиций - путь в никуда"

02 Сентября 2016 0 комментариев Нравится 0

Как уже сообщалось, консолидированная выручка группы организаций ПАО «КАМАЗ» за шесть месяцев 2016 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 34%, и составила 47 222 млн. руб. (6 месяцев 2015 г. - 35 145 млн. руб.). На российском и зарубежных рынках было реализовано 13 273 автомобиля (6 месяцев 2015 г. - 9 806 шт.). Доля «КАМАЗа» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн составила 60%, что на 11 процентных пунктов выше, чем за шесть месяцев 2015 г. В результате роста выручки был получен положительный операционный денежный поток в сумме 2 613 млн. руб. Рост цен на металл, покупные комплектующие и курс рубля сохранили негативное влияние на себестоимость выпускаемой продукции в первом полугодии 2016 года. В результате за отчетный период группа отразила чистый убыток в размере 1 930 млн. руб.

Финансовые итоги полугодия мы попросили прокомментировать руководителя аналитической службы «КАМАЗа» Бориса Морозова.

- Как информацию преподносят СМИ? «Убыток КАМАЗа вырос в 2,8 раза до 1,9 млрд. рублей за 6 месяцев 2016 года». Во-первых, это по МСФО, где возможные приходы и риски по расходам рассматриваются консервативно. По РСБУ все выглядит оптимистичнее - есть 27 млн. прибыли.

Во-вторых, если внимательно посмотреть, то за этот же период были приобретено на 1,699 млрд. руб. активов, а финансовые расходы составили 1,675 млрд. руб. То есть убытков не было бы, если перестать развиваться. При отказе от инвестиций «КАМАЗ» не имел бы убытков, но это путь в никуда.

В-третьих, в нашей себестоимости продукции основные затраты - это переменная составляющая. Постоянные затраты составляют всего 30%, это трудный результат нескольких программ сокращения издержек. У других промышленников, в том числе зарубежных автопроизводителей, постоянная составляющая в себестоимости может доходить до 50%. Поэтому для нашего производства, осваивающего принципиально новый модельный ряд, неизбежны переменные затраты на создание материальных запасов новых узлов и деталей, усложнение логистики. Получить же справедливую цену за новый продукт, конкурирующий в сегменте тягачей сразу со всеми грузовиками большой семерки мировых грандов, не просто трудно, а на первом этапе выхода на рынок – невозможно. Те предприятия, которые выходили с новым продуктом в «красный океан конкуренции» с импортом, убедились, что скидки меньше 40% не работают, так как все конкуренты по очереди проводят свои скидочные компании, создавая почти нематериальными средствами серьёзнейшее ценовое давление. Поэтому проблема расходов, высоких цен на металл и т.д. складывается с проблемой недобора доходов. Зато потребители получают невероятно дешевый новый тягач, не повышают тарифы на перевозки, так что народ в целом выгоду получит.

Если сравнить с отраслью: Автопром входит в производство т/с и оборудования, которое в последний год стагнирует (до этого было падение) – рост 0% за 1-е полугодие 2016 года. У «КАМАЗа» рост выручки за этот же период – более 30%. (47,222 млрд. руб. сейчас против 35,145 млрд. руб.)

Производителям легковых автомобилей должно быть проще, они работают с деньгами населения, которые намного стабильнее, чем инвестиционные деньги, которые первыми исчезают в период кризиса, но у «АвтоВАЗа» выручка в 2 раза больше, чем у «КАМАЗа» - 87 млрд. руб., однако чистый операционный убыток компании до обесценения - 8,6 млрд руб.

В смежных областях тоже дует ветер неустойчивости и перемен. Продолжающее грузить на экспорт двигатели для боевых самолетов «Уфимское моторостроительное производственное объединение» в первом полугодии 2016 года при выручке 23,28 млрд. руб. получило 7,26 млрд руб. чистой прибыли. 30% прибыли в грузовом автопроме – несбыточные мечты. С другой стороны, Казанский вертолетный завод, который много лет был очень прибыльным предприятием, не получив новых контрактов на экспорт, имеет убыток в 1,5 млрд. рублей при упавшей до 11,8 млрд. рублей выручке. Теперь и вертолетчикам придется что-то делать с высоким уровнем постоянных расходов, тут мы можем помочь.

Чтобы жить счастливо, нужно смотреть в будущее с оптимизмом, видеть не только капельки дегтя, но и растущий медосбор. Как бы не было трудно, нужно помогать жить стране сейчас и в будущем, ведь «КАМАЗ» – основа транспортной безопасности и достояние России.

Данные ВШЭ ЦМЭК в процентах к 2007 году.


график.jpg

Комментарии

Оставить комментарий
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений